Чемпионат Армавира по спорту свехлегкой авиации

На аэродроме «Красная Поляна» в течение двух дней проходил чемпионат Армавира по спорту сверхлегкой авиации. Эти ежегодные соревнования под девизом «Небо покорять молодым» проводятся Центром спортивной подготовки по авиационным видам спорта. Участие в них приняло порядка 20 воздушных судов разного класса. Начались они утром 17 мая с показательного выступления пилотов.

 

yPW3XxYAgOE

 

 

После объявления комментатора о начале его выступления из выстроившихся в ряд самолетов, выруливает изящный, с обтекаемыми формами  и кокетливо подогнутыми крылышками SportCruiser. Неторопливо двигаясь вдоль угловатых, с хищно задранными над кабиной пилота крылами, СП-30, которых здесь больше всего, он выруливает на взлетную полосу. Разогнавшись и слегка оттолкнувшись от земли, самолет начинает набирать высоту.
Вскоре приходит очередь взлетать 17-летнему Ивану Понамареву. На соревнованиях он представляет армавирский Центр спортивной подготовки по авиационным видам спорта и выступает на клубном СП-30УТ, носящем имя «Вилорик».
«Вираж и „восьмерки“ с креном 45 градусов, пикирование и боевой разворот. Крен в 45 градусов, является предельно допустимым для этого самолета», — дает свои пояснения для зрителей диктор о том, что сейчас происходит в небе над их головами. СП-30 не предназначен для выполнения фигур сложного пилотажа. О чем, кстати, есть и соответствующее предупреждение на приборной доске самолета. Зато, по мнению специалистов, у него есть одно большое преимущество: малоопытному пилоту он прощает небольшие ошибки. Что делает его одним из наиболее удачных для обучения курсантов типом самолетов.
Учитывая довольно скудную предварительную рекламную кампанию, желающих провести это ясное майское субботнее утро на аэродроме «Красная Поляна» нашлось немало. Взрослые, чинно рассевшиеся на пластиковых стульях, и большое количество детей, занявших позицию перед оградительными лентами, с любопытством наблюдали за происходящим на летном поле и в небе над ним.
Для того чтобы принять участие в соревнованиях, в Красную Поляну прибыли летчики из Майкопа, Псебая, Ставрополя, Староминской и других населенных пунктов Краснодарского, Ставропольского краев и республики Адыгея.
Слева в шеренгу выстроились сверхлегкие самолеты, справа на небольшом пятачке расположились дельталеты. Пилоты заняли места в своих воздушных аппаратах и ждут команду руководителя полетами на запуск для их показательного выступления. Непосредственно соревнования начнутся позже, и зрителей на них будет значительно меньше.
«Показательные полеты — это интересно, а соревновательные не так интересно смотреть. Допустим, проходит полет на опознание поворотных пунктов маршрута, поиск целей и точность выхода на заданную цель в заданное время. Вот пилот взлетел и минут сорок его нет. Прилетел. Сел. Судьи это все зафиксировали, в протокол записали. А зрителям там смотреть по большому счету и не на что», — объяснил причину этого явления директор муниципального бюджетного учреждения «Центр спортивной подготовки по авиационным видам спорта» (МБУ ЦСПАВС), генерал-майор авиации Виктор Фисун.
МБУ ЦСПАВС, по инициативе которого проводятся данные соревнования, появилось в рамках реализации долгосрочной Программы развития авиационных и технических видов спорта в муниципальном образовании город Армавир в 2008 году. Правда, первоначально оно называлось «Армавирский юношеский центр авиационных и технических видов спорта». По словам Виктора Фисуна, возглавляемый им центр единственный в России, где готовят резерв авиации из числа молодежи. Это и есть основная цель его создания. За свою сравнительно недолгую историю здесь прошли теоретическую подготовку по направлению пилот сверхлегкого воздушного судна в различных классах (самолеты, дельталеты, парапланы) более 200 подростков 14–18 лет. К самостоятельному прыжку с парашютом было подготовлено 89 девушек и юношей, 39 из них получили спортивные разряды.
Из всех клубов, принимавших участие в чемпионате города в этом году, армавирский центр спортивной подготовки, был единственным бюджетным учреждением, все остальные — общественные организации. У статуса «муниципальный», кроме очевидного преимущества в доступности его для детей вне зависимости от толщины кошелька их родителей, есть существенный недостаток — сильная зависимость от спонсорского и бюджетного финансирования. И, думаю, ни для кого не секрет, что авиационный спорт — не самое дешевое хобби.

 

_iQGxjup11M
Единственный учебный самолет СП-30УТ «Вилорик» получил свое название по имени армавирского мецената Вилорика Борисова, подарившего его центру. Это дало возможность проводить практические занятия по управлению сверхлегкими самолетами. В результате с ноября 2010 года 19 юношей и девушек было допущено к самостоятельному вылету, 12 из них получили свидетельства пилотов СВС.
Однако занятия пилотов сверхлегких воздушных судов (СВС), класса дельталет и парашютистов первоначальной подготовки проводятся только в объеме теоретической части и тренажерной подготовки. Причины простые. У построенного своими силами дельталета отсутствует двигатель, а средств на его приобретение — нет. А для десантирования парашютистов у центра спортивной подготовки нет в наличии подходящего самолета. Поэтому практическое выполнение прыжков с парашютом организуется на аэродромах ДОСААФ Адыгеи и Ставропольского края на возмездной основе. Что касается популярной в свое время секции парапланеристов, то сейчас она закрыта. И опять же причина этого кроется в тех самых злополучных деньгах.
«Раньше мы проводили набор и в секцию СЛА-планерного спорта. 16 из наших парапланеристов самостоятельно летали, причем трое их них выступали на первенстве России по СЛА-планерному спорту в 2011 году. Одна из наших спортсменок — Катя Зайцева — заняла на тех соревнованиях третье место в общем зачете среди женщин в дисциплине «парящий полет». Но из-за трудностей с бюджетным финансированием, закупкой бензина и выделением транспорта для перевозки пилотов и парапланов на отдаленные парадромы тренеры по парапланерному спорту были вынуждены уволиться. И с 2012 года парапланерную секцию мы закрыли», — рассказал Виктор Фисун. Вот и выходит, что хотя у центра и есть несколько собственных парапланов, обучать умению на них летать банально некому.

 

fajfpoldPLU
Но, несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться ЦСПАВС, в 2013 году на посадочной площадке «Армавир — Красная Поляна» прошли первые «Всероссийские юношеские соревнования по спорту сверхлегкой авиации 2013 года» в дисциплине самолеты. Принимали в них участие молодые пилоты из Москвы, Краснодарского и Ставропольского краев, Ульяновской области, Башкортостана и республики Адыгея. Хотя конкуренция и была высокая, все призовые места на этих соревнованиях заняли курсанты армавирского центра спортивной подготовки. 17-летний на тот момент Михаил Зенин, занявший на первенстве первое место и 16-летний Иван Понамарев, взявший серебро, приняли участие и в городском чемпионате по спорту сверхлегкой авиации, проводившемся 17 мая. Небольшая ремарка по поводу юного возраста участников. Международный сертификат пилота сверхлегкого воздушного судна можно получить с 16 лет, раньше, чем права на автомобиль.
Тем временем центр интереса зрителей на летном поле немного смещается. После того как все летательные аппараты, участвующие в показательном выступлении, поднялись в небо, пришло время для запуска учебного самолета Як-18Т. На фоне своих сверхлегких собратьев этот легкий самолет выглядит настоящим исполином.
С третьего раза двигатель фыркнул, лопасти винта завертелись. В кабине Яка помимо пилота сидел человек, ради которого и был устроен этот небольшой полет: Марина Лаврентьевна Попович.

 

fNj8TU_ntno
«На одном рекорде я чуть не разбилась… Американская женщина (речь о Жаклин Кокран, первой женщине-пилоте, преодолевшей звуковой барьер) полетела на рекорд. Набрала 18 тысяч, но кабина разгерметизировалась, и она потеряла сознание. На высоте 5 тысяч пришла в себя и самолет, хоть он и сильно пострадал, посадить смогла. Рекорд утвердили… Готовят мне Як-25РВ. Ну, полетела. Набираю, набираю высоту. Еле набрала 18 тысяч, мне надо 18500. Набрала 18500… и бжж, разгерметизация. Но высоту набрала, и она была отмечена. Я теряю сознание и начинаю падать. До 5 или 7 тысяч падала, потом очнулась: „Ох, я ж на рекорде“. Самолет, слава богу, остался цел. Ничего серьезного с ним не случилось, несколько лампочек и дополнительно наращенные на крылья 10-сантиметровые наставки отлетели только. Командир выходит: „Почему не отвечала?“ — „Очень глубоко спала“ — „Ой-ой. Как себя сейчас чувствуешь?“ — „Чувствую нормально“ — „А что с самолетом?“ — „Приляпанные крылышки и ножки под ними отлетели“ — „Ты все шутишь. А мы тут переживаем“. Я вышла там народа — миллион… У меня 102 мировых рекорда, это был примерно девяносто третий».
Марина Попович личность по-настоящему легендарная: военный летчик-испытатель 1-го класса, доктор технических наук, мастер спорта СССР. После преодоления звукового барьера на реактивном истребителе МиГ-21, получила в иностранной прессе прозвище «Мадам МиГ». Установила 102 мировых авиарекорда. Имя Марины Попович носит звезда в созвездии Рака. Это далеко не полный перечень всех титулов и достижений этой уникальной женщины, вполне заслуживающей того чтобы посвятить ей отдельный портретный очерк. На чемпионат, проходивший на аэродроме «Красная Поляна», она вместе со своим мужем, генерал-майором в отставке Борисом Жихаревым, приехала в качестве почетного гостя. И хотя класс сверхлегкой авиации для такого аса, как Марина Попович, что-то типа детского сада, чувствовала она на этих соревнованиях себя вполне комфортно, да и от желающих сфотографироваться и взять автограф отбоя не было.
К полудню пилоты завершили свои показательные выступления. Да и большинство желающих совершить воздушную прогулку на одном из летательных аппаратов уже вернулись на землю. Аэродром «Красная Поляна» пустеет. Вот и Борис Жихарев наконец-то смог увезти на обед Марину Попович, с трудом вырвав ее из лап поклонников и надоедливой прессы. Перед центром спортивной подготовки собрались юные пилоты, ожидающие начала непосредственно самих соревнований. В конце концов, кому еще покорять небо, как не молодым. Были бы только условия для этого. PT

войдите чтобы оставить отзыв