WOMAD

TnFhks0Rips

WOMAD — World of Music, Arts and Dance, фестиваль мировой музыки, искусств и танца. Существует с 1982 года. У истоков и у руля — сам Питер Гэбриэл. С того времени было проведено более 160 фестивалей примерно в тридцати странах, начиная с Великобритании и заканчивая Эстонией. Ареал обитания и охват культур — все континенты мира. Флагман world music, на просторах которого и появился собственно этот термин. Открытие новых имен обогативших музыкальную палитру мира. Строчка в книге рекордов Гиннесса как крупнейшего международного фестиваля. Вот неполный перечень регалий этого воистину мирового, без всяких но проекта, о котором многие, я думаю, сейчас услышали впервые.

Английская интервенция на Кавказ
Как видно из названия, WOMAD — это не просто музыкальный фестиваль, вернее, не только музыкальный. Создаваемая на его площадках атмосфера мультикультурности — прямое доказательство того, что быть частью мирового искусства вовсе не означает потерю своей национальной самоидентификации. Скорее даже наоборот. Каждый артист фестиваля так или иначе дает возможность зрителям приобщиться культуре своей страны или народности. И становится очевидно, что национальные культуры — это не то, что нас разъединяет, а мостик, посредством которого можно достичь взаимопонимания. Долгое время Россия находилась в стороне от этого движения. Хотя, по словам арт-директора и идейного вдохновителя российского WOMAD Александра Чепарухина, первые попытки провести его в нашей стране предпринимались еще с середины 90-х годов прошлого века. Однако разного рода препятствия организационного характера неизменно сводили все эти попытки на нет. Впрочем, сама идея проведения фестиваля Womad в России никуда не исчезала и пару лет назад этот проект стал приобретать реальные черты. Директор WOMAD Крис Смит посетил несколько российских фестивалей, познакомился при посредничестве Александра Чепарухина с основателем фестиваля «Саянское кольцо» в Шушенском Андреем Катаевым. Последний к тому времени активно занимался развитием туризма на Кавказе в качестве руководителя Северо-кавказского горного клуба и фонда «ПосетиКавказ». Идею поддержали полпред президента по Северо-Кавказскому федеральному округу и ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» и, как говорится, пошло-поехало. В итоге первый в России WOMAD прошел на Северном Кавказе, если точнее, в Пятигорске, на Комсомольской поляне горы Машук. Выбор на огромной карте России именно нашего региона в качестве места проведения фестиваля обусловлен не только стечением обстоятельств, но и рядом вполне объективных причин. Так, начальник управления стратегического развития и внешних связей ОАО «Корпорации развития Северного Кавказа», Елена Бубнова, во время пресс-конференции на вопрос о причинах поддержки фестиваля их компанией заявила, что в качестве одного из приоритетов для себя они считают имиджевое направление: «Своей задачей Womad объявляет культурную коммуникацию. И многонациональный Кавказ является с этой точки зрения идеальным местом для проведения такого фестиваля. Кроме того, WOMAD — фестиваль семейный и именно на Кавказе институт семьи наиболее силен. Наша задача — развивать Кавказ не только с точки зрения инвестиционных проектов, но и дать понять людям, что многие проблемы, ассоциируемые с этим регионом, надуманные. Сюда можно приезжать и получать удовольствие от красоты и богатства природы Северного Кавказа. Поэтому в рамках решения именно этих задач мы и поддержали организацию фестиваля и считаем, что с этой задачей справились». Впрочем, некоторые из организаторов к идее проведения WOMAD на Северном Кавказе относились  с опаской. Так, незадолго до открытия фестиваля тот же Андрей Чепарухин признавался в своих сомнениях: «Мне очень понравилась природа, но при этом я не понимал, кто пойдет на фестиваль. Допустим, я иду по Перми — мне все ясно: вот моя публика, я ее вижу, буквально. А на Кавказе — не вижу, если честно. Но почему все время надо приходить на готовое? Надо же и самим создавать среду. Тем более Кавказ — место проблемное, почему бы не попробовать с помощью WOMAD внести вклад в его развитие, если хотите, в создание здоровой и приятной атмосферы. Как ни странно, у англичан из нашей команды насчет Северного Кавказа не было вообще ни малейших сомнений». Не последнее значение имел и вопрос безопасности проведения фестиваля. Первоначально WOMAD планировалось провести в Кисловодске и одной из причин переноса его в Пятигорск стало то, что там гораздо легче обеспечить безопасность этого мероприятия.  Здесь сыграла роль и относительная компактность площадки для проведения фестиваля, и опыт по охране Всекавказского лагеря «Машук».
Так или иначе, WOMAD состоялся, и по всему видно, что он вполне оправдал все возлагаемые на него надежды. «По оптимистичным прогнозам, фестиваль могут посетить 10–15 тысяч человек, — говорил в одном из интервью Александр Чепарухин, — но если будет тысяч семь, я буду доволен». За те два дня, что длился фестиваль, на нем побывало примерно десять тысяч человек и это несмотря на то, что все эти дни с утра до вечера почти без остановки лил холодный дождь.

S7GodmRahSg

Маленький подвиг десяти тысяч
Вообще дождь на этом фестивале — это отдельная тема для разговора и он внес свои весьма существенные коррективы в программу WOMAD, особенново второй его день (об этом более подробно можно узнать из репортажа с фестиваля на нашем интернет-портале). Все те десять тысяч человек, которые вместо того чтобы провести пасмурные выходные в своих уютных квартирах, зачем-то поперлись куда-то на гору под дождем месить грязь и получать какое-то сомнительное эстетическое удовольствие от прослушивания мало кому известных исполнителей, заслуживают как минимум уважения. В замечании об известности исполнителей, я, честно говоря, немного слукавил. «Воплi Вiдоплясова» и Пелагея, конечно, далеко не безвестные музыканты, да и имя Дживан Гаспарян многие, по крайней мере, слышали. Но, во-первых, музыкальная программа фестиваля начиналась в 12 часов дня и заканчивалась в 12 часов ночи в течение двух дней на двух основных сценах и одной дополнительной и, естественно, только на этих трех именах она бы не удержалась. Во-вторых, как неофициальные хедлайнеры фестиваля все вышеназванные исполнители выступали в прайм-таймовое вечернее время суток, но откуда тогда взялась плотная толпа завернутых в безобразный целлофан людей перед сценой, на которой в три часа дня выступала певица из Кот-д’Ивуар Dobet Gnahore? К слову сказать, другие исполнители, выступавшие днем, тоже не были обижены вниманием зрителей. Видимо, было что-то другое, что мотивировало людей приходить на растоптанную в грязевое месиво Комсомольскую поляну и там, стоя под дождем, слушать музыкантов, о существовании которых они раньше ничего не знали. Причем, по моим личным наблюдениям, большинство пришедших на фестиваль были, что называется, местными, то есть из самого Пятигорска, максимум — Кисловодск, Ессентуки, Ставрополь. Даже мы с фотографом, когда говорили, что приехали из Армавира, в ответ нередко слышали удивленное «О-о-о-о!», будто это Дальний Восток, а не соседний регион. С этой точки зрения первый российский WOMAD по составу публики вышел даже не кавказским, а WOMAD Кавказских Минеральных Вод. Конечно, немного жаль, что международное явление такого уровня приобрело в некотором роде статус местного фестиваля. Хотя, с другой стороны, наверное, любой фестиваль, проходящий где-либо впервые, даже если это мировой бренд, не может сразу привлечь к себе зрителей со всей страны. Впрочем, почва для пятигорского WOMAD была предварительно удобрена, публика, на него пришедшая, в большинстве своем была уже подготовлена заблаговременно и знала, что ее здесь ждет. Так, незадолго до проведения фестиваля один из его участников, мордовская группа Oyme, выступала на 210-летии Ессентуков, а певица Намгар Лхасаранова из Бурятии давала свои концерты на днях города в Кисловодске и в самом Пятигорске. Облегчало процесс интеграции национальных культур в рамках фестиваля и то, что в отступление от традиций WOMAD примерно 60 процентов выступавших были российскими артистами. Один из организаторов российского WOMAD Андрей Катаев на пресс-конференции рассказал, что первоначальные планы по составу участников были несколько иными: «На самом деле, когда формировали программу, английская сторона предлагала на 60, а то и на 70 процентов наполнить ее иностранными коллективами, а уже оставшиеся 30 — российские артисты. Но так как очень важно было представить на сцене все регионы, а страна у нас большая и коллективов формата WOMAD тоже много, получилось наоборот: 60 процентов российских коллективов и 40 — иностранных. Но я думаю, качество фестиваля от этого никак не пострадало,
а напротив, палитра приглашенных артистов получилась интересная и яркая».

fjFo1FqqZgk

Корневая система
Еще важной особенностью данного фестиваля стало то, что на нем были представлены все кавказские республики, входящие в состав Российской Федерации. Понятно, что это требование принимающей стороны. Понятно, что это политический ход, статусное, имиджевое решение. Но если честно, все коллективы представлявшие кавказские народности на WOMAD, не смотрелись как проходные или какие-то клубы самодеятельности из сельского дома культуры. Они оказались артистами, вполне достойными фестиваля такого уровня, и зрителей на их выступлениях было, может быть, немногим меньше, чем во время концертов других артистов. Хотя и было в этом калейдоскопе национальных танцев и нарядов что-то от фестивалей дружбы народов советских времен. Лично же меня приятно удивила команда из Северной Осетии Iron Band, в отличие от других артистов, представлявших кавказские народности, это не танцевальный, а музыкально-инструментальный коллектив. Он вроде бы ничего сверхъестественного и не делал, а просто играл очень качественные джазовые вариации, основанные на своей национальной музыке. И уже одним только этим музыканты меня подкупили. WOMAD с очень и очень большой натяжкой можно назвать фестивалем этническим. К артистам, представлявшим на фестивале чисто народное творчество, кроме вышеупомянутых танцевальных коллективов от кавказских республик можно причислить еще разве что «Некрасовских казаков» и «Ставрополье». С некоторой долей условности к таковым можно еще причислить Dona Rosa — диву португальского фаду; тувинских мастеров горлового пения «Хуун Хуур Ту»; якутских ветеранов Womad, для которых российский далеко не первый — Ayarkhaan. Может быть, еще Дживан Гаспарян — популяризатор армянского дудука и Роберт Юлдашев и группа «Курайсы» из Башкирии. В основном же музыканты формата WOMAD играют вполне себе современную музыку в самых различных жанрах, но национальная составляющая в ней вполне очевидна. В качестве наиболее простого примера приведу одну из участниц WOMAD в Пятигорске — певицу Нино Катамадзе. То, что она играет вместе со своими музыкантами из группы Insight, называется просто — джаз, но вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что это именно грузинский джаз, и дело тут, думаю, не только в языке исполнения. Примерно такая же картина и с другими исполнителями. Кто-то из них в большей степени обращается к народному творчеству, такие как Oyme из Мордовии или «Троица» из Беларуси, а кто-то вроде как и гораздо меньше. Например, Muyayo Rif — ну ска и ска, казалось бы, но когда их видишь и слышишь, то сразу становится ясно, что такое ска могло родиться только в испанской Барселоне. Вроде интернациональную музыку играют, но по-каталонски. И подобное можно сказать о большинстве артистов выступавших на WOMAD. У всех у них есть одна общая черта — в своем творчестве они опираются на традиционную национальную музыку и культуру. И для того чтобы проследить корни артиста, вовсе не обязательно проводить глубокий анализ его творчества, их видно и невооруженным взглядом.

7-yhhoD43Wg

От деревни к городу
Однако фестиваль WOMAD, как я упоминал уже выше — это не только музыка. Помимо двух чисто музыкальных сцен А и В, была еще сцена С, у которой было альтернативное название — «Вкусы мира»,
на ней проходили не только выступления артистов, но и устраивались кулинарные и танцевальные мастер-классы. Проводили эти мастер-классы непосредственные участники музыкальной программы фестиваля. Египтяне из El Tanbura жарили белую рыбу, приправленную специями, Dobet Gnahore из Кот-д’Ивуар тушила курицу с бананами, а музыканты из La Chiva Gantiva готовили кукурузные лепешки и суп из двух видов мяса. Весь этот процесс проходил в непринужденной обстановке, артисты играли на музыкальных инструментах, рассказывали о своих впечатлениях и о себе. Нигерийские танцовщицы из Egypt 80 давали всем желающим мастер-класс по национальным африканским танцам.Важным элементом фестиваля стала «Деревня ремесел». Здесь помимо продажи результатов народных промыслов, как то: хомусов, чеканки, глиняных кувшинов, кукол, поделок из дерева и так далее, — проходили еще и мастер-классы, на которых можно было не только узнать как, например, плетутся кольчуги, но и самому поучаствовать в их изготовлении. Так как фестиваль позиционирует себя как семейный, нашлось здесь место и для «Детского городка». Я честно признаюсь, что не был в нем, но разрисованные радостные лица детей после его посещения видел. По словам устроителей, там для них проходили художественные мастер-классы, дети лепили, рисовали, создавали карнавальные костюмы и большую жар-птицу.для того, чтобы ими гордились люди. Хочется отдельно упомянуть о цене, которую надо было заплатить зрителю, чтобы стать участником праздника под названием WOMAD — 500 (пятьсот) рублей за два дня (!). Думаю, трудно найти человека, который счел бы такую сумму явно завышенной и неоправданной. Говорить о рентабельности такого мероприятия, участие в котором приняло около 40 артистов и музыкальных коллективов из разных уголков мира, не приходится, да и, наверное, не нужно. У этого фестиваля совсем другие цели и приоритеты. Во время пресс-конференции это подтвердил и Андрей Катаев: «К вопросу, отбились ли расходы. Знаете, есть история с мэром одного города в Америке. Когда он возил нашу делегацию по паркам у него поинтересовались: «Столько парков — это ведь большие инвестиции, возвратились ли они?» И он сказал, что парки делаются не для того, чтобы возвращались инвестиции, а для того, чтобы ими гордились люди». Таким WOMAD пришел в Россию. И уже можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что у него здесь есть своя публика, которой он интересен, которая и дальше будет посещать этот фестиваль. На вопрос, а будет ли это мероприятие проходить в других регионах России, организаторы заверили, что по договоренности с английской стороной, по крайней мере, первые три года, WOMAD будет оставаться на Северном Кавказе, а значит, у тех, кто не попал на него в прошлом году, есть еще шанс это сделать в течение как минимум двух лет.

войдите чтобы оставить отзыв