В зиму со своим фестивалем — четыре четверти пути

1R9EzLPaktQ

За время своего существования армавирский клуб авторской песни несколько раз менял свое имя. Первым было «Унисон», позже — «Зеленый остров», уже под этим названием с 2002 года его руководителем был избран Олег Рябов, у которого на тот момент уже был опыт проведения фестивалей в городе Майкопе. Свое нынешнее наименование «Армавирский аккорд» клуб получил в 2008 году, тогда же председателем его стала Нина Николаева. Что касается основателя бардовского движения в Армавире, Николая Горелко, то из-за распространенной среди творческих людей болезни, делами клуба он уже не занимается, но фестивали им проводимые старается посещать. Не стал исключением и прошедший в этом году.
Помимо Николаевой, есть у «Армавирского аккорда» еще два руководителя, музыкальный — Николай Сериков и художественный — Олег Рябов. Но, как бы пафосно это не прозвучало, все указывает на то, что Нина Михайловна — это тот гвоздь, на котором в данное время держится конструкция как самого клуба «Армавирский аккорд», так и проводимого им фестиваля. Сама Николаева не поет и не играет, чего в принципе никогда и не скрывала. Впрочем, это не мешает ей быть большим поклонником авторской музыки, а для того что бы приносить пользу этой музыке она обладает другим очень важным талантом — талантом организатора.
— Сама я не пою и не играю. Хотя авторская песня — это самодеятельность, все равно считаю, для того, чтобы петь со сцены необходимо обладать определенным уровнем мастерства. А вот организация фестивалей меня интересовала всегда. Я часто ездила, да и сейчас езжу, на другие фестивали и всегда, когда на них знакомилась с известными бардами, то приглашала к нам в Армавир. Все те гости, что сейчас приезжают к нам, это плод той работы, которая делалась ранее. Я стараюсь приглашать «изюминки» фестивалей.
***
Бюст Высоцкому, который не так давно был установлен в микрорайоне «Оптика», тоже появился во многом благодаря усилиям клуба «Армавирский аккорд» и лично Нины Николаевой. Все началось с новости о том, что в Краснодаре в рамках проекта «Аллея Российской Славы» был открыт «Дом творчества Владимира Высоцкого», перед которым был установлен бюст работы известного краснодарского скульптора Александра Аполлонова. Группу энтузиастов, реализующих этот проект, возглавляет Михаил Сердюков, у которого есть собственная скульптурная мастерская в Кропоткине. По словам Николаевой, она подумала, раз он является поклонником Высоцкого, то фестиваль его имени, проводимый в Армавире, наверняка будет ему интересен. Она связалась с Михаилом и пригласила на фестиваль. Тот заинтересовался им и откликнулся. А вскоре прислал письмо, в котором сообщил, что дарит городу бюст Владимира Высоцкого. Единственное, приписал, постамент под него или у них можно заказать отдельно, или сделать самим. «Мы, конечно, тут же обратились к администрации города с просьбой разрешить установить бюст в нашем городе. — вспоминает Нина Михайловна — Даже постамент под него готовы были возвести своими силами (думали дать серию концертов, чтобы заработать на него). В ответном письме глава города Андрей Юрьевич Харченко сообщил, что «отказаться от такого подарка было бы непростительно». Все расходы по установке бюста администрация взяла на себя, а его открытие было приурочено ко Дню города. История с появлением бюста Высоцкого в Армавире — это хоть и довольно яркий, но не единственный пример инициативы Николаевой. По большому счету, то, что зимний фестиваль авторской песни «Четыре четверти пути» стал проходить регулярно — ее заслуга. Да, ежегодно все вопросы по проведению фестиваля встают заново: походы в администрацию, приглашение исполнителей, привлечение спонсоров и куча других организационных моментов. Но вопрос о том будет фестиваль или нет — уже не стоит. Он довольно прочно укрепился в своей нише: одного из крупнейших городских мероприятий. После долгих мытарств от здания бывшего детского садика по улице Маршала Жукова до полуразрушенного подвала в микрорайоне «Оптика», клуб авторской песни осел в Городском Дворце культуры, а фестиваль обрел более-менее постоянную площадку для проведения заключительного концерта.

rV-_r_uMe4E
***
У «Четыре четверти пути», как у мероприятия, относящегося по статусу к фестивалям, есть своя полноценная программа. В этом году 25 января (день рождения Владимира Высоцкого) пришлось на выходной день — субботу, что для проведения концертов является безусловным плюсом. Но сам праздник для всех любителей авторской песни начинается днем ранее, в пятницу. С утра в гостиницу «Армавир», в которой на время проведения фестиваля администрация города бронирует 100 мест для его участников, начинают съезжаться гости из разных городов. Вечером в ГДК они дают концерт, который, по сути, является открытием фестивального сезона. А после него уже в холле на первом этаже гостиницы, в неформальной обстановке, участники собираются и знакомятся друг с другом.
Второй день — самый насыщенный. Уже традиционным пунктом программы армавирского фестиваля стала серия мини-концертов, которые дают некоторые из приглашенных на него гостей, в школах и предприятиях города. Как правило, выступают на них мэтры авторской песни, постоянные участники «Четыре четверти пути» и те «изюминки», которые Нина Николаева нашла на других фестивалях. В этом году такой находкой стал лауреат Грушинского фестиваля, детский ансамбль авторской песни из Ульяновска «Витаминки». По словам Нины Михайловны, она последние три года постоянно звала их на армавирский фестиваль, но только в этом они, наконец-то, смогли приехать. До того, как принять участие в вечернем концерте, ребята дали серию выездных концертов в нескольких школах города.
Сама конкурсная программа фестиваля, которая полностью укладывается в один день, состоит из двух отборочных туров и вечернего гала-концерта. В первом туре участники фестиваля проходят прослушивание в одной из пяти творческих мастерских, возглавляемых кем-то из мэтров бардовской песни. Все, кто прошел через «фильтр мастеров», попадают во второй тур. Это конкурсный концерт со зрителями и жюри, на нем выявляют лауреатов и дипломантов фестиваля. В этом году он проходил в здании машиностроительного техникума. Ну и венец всей программы — заключительный гала-концерт в зале ГДК, на котором помимо гостей фестиваля, выступают победители основного конкурса и здесь же проходит церемония их награждения. Под него отводится всего порядка двух часов, но из-за большого количества желающих выступить, зачастую их не хватает. Были случаи, когда он затягивался на четыре и даже на пять часов, в этот раз, правда, не без «помощи» администрации Дворца культуры, уложились в три.
На этом официальная часть программы заканчиваются, но для тех, кому этого мало, есть хорошо известное всем завсегдатаям бардовских фестивалей неформальное юмористическое продолжение — «Чайхана». Проходит она в небольшом зале гостиницы «Армавир», с чаем и сладостями, а при желании любой желающий может сыграть для присутствующих на гитаре и спеть. В принципе это и есть закрытие фестиваля. На следующий день гости разъезжаются по своим городам.

4Er-si3-zpQ
***
Армавирский фестиваль авторской песни «Четыре четверти пути» в некотором роде уникальный. По крайней мере, на региональном уровне он открывает сезон всех последующих. Зимний формат не очень характерен, для бардовских слетов. Более традиционными для фестивалей временами года, являются весна и осень. Чуть меньше, но все равно довольно много их проходит летом. И совсем единицы проводятся зимой. Объясняется все просто — холодно и сыро, почти всегда, а иногда, как было в этом году, мороз и снег. Плюс целый ряд вопросов организационного характера накладывается этим временем года. Осознают эти сложности и сами участники концертной программы. Так, Николай Должников, взявший Гран-при армавирского фестиваля в 2011 году, из села Летняя Ставка, Ставропольский край, признался, что «фестиваль такого масштаба, раскручивать в зиму мало бы кто взялся». А его друг и дипломант Грушинского фестиваля из станицы Романовская (у которой, к слову сказать, тоже есть свой фестиваль «Струны души»), Ростовской области, Иван Клементьев подметил, что зимний фестиваль под названием «Поющий источник» проводится еще в Ессентуках, но это мероприятие отраслевое, а если точнее атомной промышленности, то есть круг имеющих возможность принять в нем участие, ограниченный. Другая особенность армавирского фестиваля, не в последнюю очередь, связанная со временем года, когда он проводится, то, что он проходит в городском формате. Наиболее распространенными являются фестивали палаточного типа на открытом воздухе,  в какой-либо живописной местности. При проведении подобных мероприятий в городе неизбежно поднимается вопрос размещения гостей. В Армавире для его решения городская администрация бронирует для приезжих 100 мест в гостинице, которая находится в центре города и недалеко от основной концертной площадкив ГДК. Частично это решает проблему, но не полностью. Воспользоваться этими местами могут лишь те, кто получил приглашение на фестиваль от организаторов. Те же, кто приехал на него по своей инициативе, ищут место для проживания самостоятельно. Однако стоит отметить, что на большинстве других городских фестивалей, вопрос с размещением приезжих, стоит еще более остро и любой, кто был, скажем, на краснодарском «Город зажигает огни», вам это подтвердит. В целом же больших проблем с поиском участников у армавирского фестиваля не возникает. В конце концов зимой у них не так уж и много возможностей для того чтобы собраться вместе. Тем более что здесь для них создаются довольно комфортные условия, если получить приглашение от организаторов или вовремя подать заявку на участие. Есть у этого фестиваля и свои постоянные участники, и свои любимчики, и мэтры российской авторской песни не отказываются его посетить. Скажем, член жюри Виктор Попов, известный автор-исполнитель из города Королев, приезжал на армавирский слет и в прошлом году: «Фестиваль — хороший, именно поэтому я здесь уже второй раз. Понравился он мне настолько, что я уже сюда своих друзей приглашаю. Некоторые из них даже приехали. Например, Алексей Бурцев из Новочеркасска». А председатель жюри Александр Макаренков из Москвы, который не раз был членом жюри и на знаменитом Грушинском фестивале, отмечает: «Армавирский фестиваль, по сути, является открытием сезона авторской песни каждый год. Один год бывает более удачным, другой менее, но всегда на нем появляются новые имена. Ваня Климентьев, Коля Должников — это те люди, которых уже успели полюбить здесь. В этот раз детский ансамбль «Витаминки» приехал. Я их знаю давно по Грушинскому фестивалю, где они не раз становились лауреатами».
В заключение скажу от себя. Сам я не являюсь большим поклонником творчества бардов. Не мой формат. Но перефразируя поэта «если авторские песни появляются, значит это кому-нибудь нужно». Тем более корифеи бардовского движения все как один заявляют, что молодежи в их рядах с каждым годом становится все больше. Хотя, может быть, просто им хочется в это верить. PT

 

войдите чтобы оставить отзыв