УЦЕЛЕВШИЙ (SURVIVOR)

c1cpX_3UrNc

Роман американского писателя и журналиста Чака Паланика, написанный в 1999 году.

Tags: Отец Тендер Бренсон
Если бы книга была музыкой:
David Lynch ‘Crazy Clown Time’ (Sunday Best)

Рецензия: Игорь Дьяченко.

Проверка, проверка. Раз, два, три. Проверка, проверка. Раз, два, три. Возможно, эта штука работает. Я не знаю. Слышите ли вы меня, я не знаю. Но если вы слышите меня — слушайте. И если вы прослушаете эту запись, то узнаете историю о том, как все пошло неправильно. Перед вами бортовой самописец рейса 2039. Черный ящик. Его так называют, несмотря на то, что он оранжевый. Внутри — моток проволоки, на которой сделана постоянная запись обо всём, что осталось позади. Вы обнаружили рассказ о том, как все произошло. Продолжайте слушать. Вы можете нагреть эту проволоку до белого каления, и она все равно поведает вам ту же самую историю. Проверка, проверка. Раз, два, три. И если вы слушаете, то наверняка сами уже знаете, что пассажиры вернулись домой невредимыми. Пассажиров я высадил на островах Новые Гебриды. Затем, когда мы снова поднялись в воздух, пилот выпрыгнул с парашютом. Не знаю, куда. Куда-то в воду. То, что вы назвали бы океаном. Я продолжаю говорить это, и это правда: я не убийца. Я здесь один, на этой высоте. Летучий Голландец. И если вы слушаете это, вы должны знать, что я один на борту Рейса 2039, и у меня тут куча маленьких, детского размера, бутылочек — в основном, с поддельной водкой и джином, расставленных напротив кресел пилотов, на приборных панелях. Еще в салоне есть маленькие подносики с недоеденными цыплятами по-киевски и с беф-строгановом, но из-за кондиционера их запах не чувствуется. Журналы, которые все еще открыты на тех страницах, которые читали пассажиры. Все кресла пусты, так что можно подумать, что все просто вышли в туалет. Из пластиковых стереонаушников доносятся слабые звуки музыкальных записей. Здесь, над облаками, в Боинге 747-400 у меня есть две сотни оставленных шоколадных пирожных и музыкальный салон на втором этаже. Я могу подняться туда по винтовой лестнице и смешать себе в баре еще один маленький коктейль.

Чарльз Майкл Паланик родился 21 февраля 1962 года, в городе Песко, Вашингтон, США. Когда Паланику было 14 лет, его родители стали жить отдельно и после развода часто оставляли Чака и его трех братьев с дедушкой и бабушкой по материнской линии. Дед Паланика был украинцем, эмигрировавшим в США и осевшим в Нью-Йорке в 1907 году. В 1986 году Чак оканчивает факультет журналистики Орегонского университета в США. Наскоро переезжает в Портленд, где некоторое время пишет рандомные статьи для местной газеты. Начав работать на компанию “Freightliner” механиком по дизельным двигателям, он продолжает увлекаться текстами и пишет учебные руководства по ремонту грузовиков. После случайного посещения бесплатного семинара, Паланик покидает работу журналиста. Подсознательно желая заниматься другим делом, он становится волонтёром в приюте для бездомных. После этого некоторое время работает волонтёром в хосписе. Занимается перевозкой неизлечимо больных людей на встречи так называемых “групп поддержки”. Позднее эта работа нашла своё отображение в книге “Бойцовский клуб”, где главные герои с целью эмоциональной разрядки посещают именно такие группы. После смерти одного из больных, который стал очень близким человеком для Паланика, Чак отказывается от этой работы.

Позже, жизненный путь Чака нашел свое буквенное отражение в его литературе, за которую Паланик получил несколько престижнейших премий — таких как “Pacific Northwest Booksellers Association Award”, “Oregon Book Award” и две номинации на премию Брэма Стокера.

«Я пишу, потому что люблю писать. Приличия — не по мне, они хотят упаковать меня в коробочку, заставить носить чистую одежду, мыть голову… делать то, чего я никогда не делаю до тех пор, пока к моему виску не приставят пистолет”.

Персонажи книг Паланика — люди, которые, так или иначе, оказались не приняты обществом и порой проявляют агрессию, направленную на саморазрушение. Книги посвящены одиноким людям, которые ищут, «к кому бы им прибиться». Повествование в книгах Паланика часто начинается с хронологического конца, когда герой книги вспоминает события, предшествующие началу. Паланик использует как нормальное, линейное повествование, так и рассказ, начинающийся с хронологического конца. Пишет Чак в ярком стиле письма, характеризующимся, в первую очередь, мастерским развитием сюжета, героями-маргиналами, ищущими своё место в жизни, мысля вне рамок каких либо систем.

«Будущее — оно совершенно безрадостное. Очень скоро у нас у всех даже мысли будут одинаковые, причем у всех — одновременно. Мы придем к совершенной гармонии. Синхронизируемся. Соединимся. Все станут равны. Все — одинаковые. Как муравьи. Или овцы в стаде. Все — сплошная банальность. Ссылка на ссылку к ссылке. Главный вопрос, который теперь задают себе люди, это не «В чем смысл существования?» Главный вопрос — это «Откуда эта цитата?»

В “Уцелевшем” Паланик пересказывает историю о человеке, который рассказывает историю о себе — пророке, суперзвезде, новой мессии, захлебнувшейся собственной славой и проклинающей тот день, когда мог умереть , но не вышло. Действие происходит в угнанном самолете, в пустой кабине пилота. Когда горючее в двигателях полностью иссякнет, Боинг разлетится на мелкие куски в малонаселенной местности в Австралии. А пока лайнер в воздухе, у героя есть всего несколько часов, чтобы поведать «черному ящику» свою историю: свою настоящую историю о золотой рыбке, о подруге, которая предсказывает будущее, о массовых самоубийствах и других не особо важных событиях из его никчемной жизни суперзвезды-проповедника.

Теперь я знаю, как правильно есть омаров, как красить кусты на лужайках, как удалить пятна слез на подушке и кровь с клавиш пианино. Знаю, как залатать дырку от пули в стене и как помочь убить себя тем, кто еще не до конца решился сделать это. По очереди отключаются двигатели самолета и через пару часов вся система борта 747-400 выйдет из строя. Страницы в романе пронумерованы задом наперед, что весьма и весьма плотно формирует дух и «экшн» книги.

“Я – домработница, только мужского рода. Занимаюсь уборкой чужих домов. Скромный трудяга на полную ставку. И по совместительству – бог”.

Главный герой романа Тендер Бренсон, человек из христианской секты “Церковь Истинной Веры”, в штате Небраска. Однажды большинство членов этой общины совершили массовое самоубийство. Но в поход, вслед за своими братьями и сестрами, обязаны отправиться все до единого. Спустя десять лет Тендер Бренсон — сектант, который не покончил с собой. Человек, который предал свою веру и своих родных. Единственный уцелевший, как считает он сам и общество в целом.

“Официантка приносит жареного цыпленка и мое лимонное безе и подливает нам кофе. Потом улыбается нам и уходит умирать дальше”.

Роман ‘Уцелевший’ квинтэссенция нарочитой крутости в каждой букве, фразе, главе, черт возьми. Это как включить пластинку Дэвида Линча находясь на крыше Нью — Йорского небоскреба и громко закричать во всю мощь. Это как взять клюшку для гольфа, размахнуться и разбить вдребезги скучную жизнь, в которой люди не желают решения своих проблем, своих драм и тревог. Не хотят начинать жить заново. Ведь что они получат взамен? Всего лишь огромную пугающую неизвестность.

«- Покажи мне страсть, детка»! — кричит фотограф.

Вспышка.

«- Покажи мне злобу»!

Вспышка.

«- Покажи мне отрешенность, внутреннее опустошение экзистенциалиста».

Вспышка.

-» Покажи мне неистовую интеллектуальноть как способ выживания в этом мире».

Вспышка.”

eywtL8KreIw

войдите чтобы оставить отзыв