100 лет дороги в небо ИЛИ ПЕРВЫЕ АВИАТОРОЫ АРМАВИРА

Фото-0120

В прошлом году совершенно незаметно для армавирцев прошел целый ряд юбилеев знаменательных событий местной истории. Среди прочих незаслуженно забытых круглых дат оказалось и столетие с момента появления в нашем городе первых собственных авиаторов. Именно в далеком 1913 году армавирцы Александр Карлович Фейфар и Амбарцум Кеворкович Арутюнов получили дипломы пилотов и в том же году подарили жителям селения незабываемое зрелище — воздушный турнир, в котором каждый из них боролся за право считаться самым отважным и искусным покорителем небесной стихии.
Следует отметить, что с авиацией армавирцы впервые познакомились немного раньше полетов Фейфара и Арутюнова. Произошло это в 1911 году. 3 июля в селении продемонстрировал свое искусство знаменитый российский аэронавт-парашютист Юзеф Маврикиевич Древницкий. В газетном репортаже об этом событии сообщалось: «К началу полета к назначенному месту собралась многочисленная толпа зрителей, тысячи в 4-5. Платная публика находилась внутри двора, а бесплатная разместилась на крышах домов, на заборах, вообще на высоких местах. Двор, из которого состоялся полет, находился на углу, так что к нему сходятся три улицы. Часа за два до полета они настолько были запружены публикой, что по прилегающим к месту полета кварталам было прекращено извозчичье движение. В 7 часов 32 минуты вечера приготовления были окончены. Шар быстро отделился от земли, а смелый аэронавт, держась одной рукой
за кольцо, прикрепленное к сетке, снял с головы шляпу и раскланялся с публикой. Публика застыла в восторженном молчании. Но вдруг на значительной высоте аэронавт стремительно ринулся вниз. Публика ахнула, но мгновенно успокоилась, так как над головой отважного аэронавта взвился розовый зонт. Полет окончился благополучно». В сентябре 1911 г. в Армавир вместе с монопланом системы «Блерио» прибыл летчик Александр Александрович Кузьминский. После нескольких неудачных попыток вечером 26 сентября на пустоши у казарм Кавалерийского дивизиона (ныне Бронетанковый ремонтный завод на ул. Пугачева) авиатор наконец-то поднял свою машину в воздух. На высоте около 350–400 метров аэроплан плавно описал два круга, каждый диаметром около полутора версты. Первый в истории Армавира полет авиатора был лишен каких-либо зрелищных фигур высшего пилотажа и продолжался всего 6 минут, однако после приземления многотысячная толпа жителей устроила летчику бурную овацию. К сожалению, неизвестно, находились ли среди армавирцев, лицезревших воздушные пируэты А. А .Кузьминского, А. К. Фейфар и А. К. Арутюнов. Несомненно, что они хорошо знали о готовящемся событии, так как об этом широко извещала местная газета и расклеенные на каждой уличной тумбе броские афиши. Можно уверенно говорить и о том, что каждый из них проявлял большой интерес к авиации и вообще к технике. Этнический немец Александр Карлович Фейфар трудился старшим машинистом на маслобойном заводе братьев Унановых. Он был одним из первых в селении автомобилистов. Представитель местной армянской общины механик Амбарцум Кеворкович Арутюнов (1877 – 1919 гг.) в компании с инженером Г. С. Авакянцем владел небольшим заводиком «Вулкан», где производились слесарные, котельные и кузнечные работы, изготавливались вагонетки и дрезины. Будущий авиатор был известен в качестве изобретателя, запатентовавшего ряд технических приспособлений и инструментов, в том числе «железнодорожный стрелочный замок» и «железнодорожную кирку с конусообразной подбойкой». Сейчас уже невозможно сказать, когда у Фейфара и Арутюнова родилась мечта о собственной дороге в небо. Любопытно, что «заболели» авиацией они практически одновременно. Первым в Армавире престижное звание пилота получил А. К. Фейфар, который 20 апреля 1913 г. на страницах местной газеты объявил о том, что является обладателем диплома Императорского Всероссийского аэроклуба и пригласил компаньона для приобретения аэроплана, на котором планировал совершать коммерческие демонстрационные полеты. Правда, в реализации этой задачи он не преуспел.  Гораздо больших успехов в обеспечении материальной стороны летного искусства достиг механик А. К. Арутюнов. Оставив свое предприятие, он решил всецело посвятить себя рискованной, но прекрасной профессии пилота. В мае 1913 г. А. К. Арутюнов успешно завершил обучение в Одесской авиационной школе. Вскоре он взял взаймы у состоятельных сельчан 5 тысяч рублей, на которые в Одессе был приобретен биплан «Фарман» и необходимые принадлежности. Возвратившись в Армавир, авиатор стал готовиться к полетам, используя в качестве взлетно-посадочной полосы обширную площадь на Войсковой ул. (ныне ул. Пугачева), между казармами Кавказского запасного кавалерийского дивизиона и тюрьмой. Перед началом летных выступлений А. К. Арутюнова едва не постигла катастрофа. Одна из дивизионных лошадей, чего-то испугавшись, понеслась прямо на «Фарман». Врезавшись на всем скаку в легкий и хрупкий аппарат, она за считанные секунды превратила его в искореженную конструкцию из поломанных реек, спутанной проволоки и обрывков парусины. Казалось, что приобретенный с таким трудом аэроплан уже не поднимется в небо. Однако не зря Амбарцум Кеворкович пользовался в Армавире заслуженной славой талантливого механика и изобретателя. Всего за несколько дней напряженной работы аппарат был полностью восстановлен. 13 октября 1913 г. А. К. Арутюнов впервые поднялся в воздух, провожаемый восхищенными взглядами тысяч армавирцев. Сделав три круга радиусом в полторы-две версты, авиатор плавно приземлился за кавалерийскими казармами. Поскольку выступление началось вечером, совершая посадку, летчик сильно рисковал, так как уже совершенно стемнело. Было бы удивительно, если бы жившие в селе пилоты не решились померяться своими силами в воздушном поединке. И такой день не замедлил себя ждать. 18 октября 1913 г. в газете «Отклики Кавказа» появилось объявление: «Армавир. Плац Кавалерийского дивизиона. В воскресенье 20 октября состоится Полет-Состязание на продолжительность, высоту, описывание восьмерок в воздухе между двумя флагами и точность спуска на назначенное флагом место двух пилотов-авиаторов Арутюнова и Фейфера. На месте полета будет играть оркестр военной музыки. Цены местам: I ряд 1 р. 10 к. II ряд 55 к., с правом осматривать аппарат. Входные стоят 30 к. Учащиеся и дети 20 коп…».  Как и было запланировано, воздушное соревнование авиаторов состоялось при огромном стечении публики 20 октября. Поскольку у А.К.Фейфара своего аэроплана не имелось, то пилоты поочередно взлетали на арутюновском биплане. В газетном отчете об этом событии говорилось: «первым поднялся на «Фармане» наш армавирец, гордость нашего села-города Амбарцум Кеворкович Арутюнов. Полет продолжался 22 минуты… Авиатор Фейфер летал 8 минут и выказал большую опытность и смелость». Через два дня после этого захватывающего турнира в свой очередной полет над Армавиром А. К. Арутюнов взял редактора газеты «Отклики Кавказа» М. Ф. Дороновича. К сожалению, о дальнейшей судьбе первого дипломированного армавирского пилота А. К. Фейфара ничего не известно. Имеются сведения, что он стал жителем станицы Лабинской, где продолжил искать компаньона для приобретения аэроплана. Его же партнер и конкурент А. К. Арутюнов с каждым днем совершенствовал свое летное мастерство. Как и большинство авиаторов того времени, Амбарцум Кеворкович был поистине фанатично предан воздухоплаванию. Даже в новогодний праздник, 1 января 1914 г., когда все добропорядочные обыватели сидели за накрытым столом или наносили визиты, пилот не усидел дома и взмыл на своем «Фармане» в морозное небо над Армавиром. Правда, полет продолжался всего 10 минут, так как в открытой кабине летчик едва не замерз от бьющего в лицо ледяного ветра. Несмотря на это, на следующий день аэроплан храброго авиатора вновь поднимается под облака. Оторвавшись от земли  в имении барона В.Р.Штейнгеля «Хуторок», А. К. Арутюнов взял курс на Армавир. На этот раз он пробыл в воздухе более часа, держась на высоте от 300 до 400 метров. Удивительно то, что пилот, стартовав в предвечерний час, решился лететь в темноте. Не имея каких-либо навигационных приборов и зримых ориентиров на местности, смельчак заблудился. Несмотря на сумрак, ему удалось успешно приземлиться в поле у хутора Ляпина, в 9 верстах от станицы Прочноокопской. Тут Арутюнова поджидал неприятный сюрприз. Хуторяне, увидев, как с неба с шумом спускается какое-то крылатое существо, решили, что это сама нечистая сила прилетела к ним на святки. Охваченные паникой, жители заперлись в домах и потушили свет. Около получаса авиатор пытался призвать кого-нибудь на помощь. Наконец нашлись храбрецы, которые рискнули выйти к летчику. Получив от ляпинцев лошадей, он добрался до Прочноокопской станицы, а уже оттуда благополучно прибыл в Армавир.  В 1914 г. А. К. Арутюнов стал совершать демонстрационные полеты в городах Кавказа. В качестве помощника с ним отправился еще один житель Армавира — Георгий Иванович Хазанжиев. Последний впоследствии писал, что во время выступлений в г. Баку они потерпели аварию. После этого Г. И. Хазанжиев перешел на службу к летчику Васильеву. Упомянутый в воспоминаниях армавирца пилот — это, несомненно, знаменитый отечественный авиатор Александр Алексеевич Васильев, который в июле 1911 г. стал единственным из участников перелета Санкт-Петербург—Москва, сумевшим достигнуть финиша соревнований. После начала Первой мировой войны А. К. Арутюнов выразил желание отправиться на фронт добровольцем. В итоге он поступил работать на авиационный завод в Петрограде, а с 1916 г. в составе летных частей принимал непосредственное участие в боевых действиях. После Октябрьской революции пилот перешел на сторону советской власти и поступил на службу в один из первых авиационных отрядов Красной армии. Позже он организовал передвижной авиаремонтный завод, входивший в годы Гражданской войны в состав Восточного фронта. В 1919 г. А. К. Арутюнов заболел тифом и умер. Похоронен был летчик в городе Козлове (ныне г. Мичуринск). Сохранилась ли там его могила, неизвестно. В нашем же городе уже давно не осталось никаких следов, хранящих память о славных именах первых армавирских пилотов, отважных покорителей кубанского неба. PT

войдите чтобы оставить отзыв