Семь шагов по пожарной части

Утро началось для меня не совсем обычно. Вместо того чтобы привычным маршрутом добраться до родной редакции и укрыться в её стенах на большую часть рабочего дня, уже в 8:00 я стою перед закрытыми боксами пожарной части № 45. Начальник караула старший лейтенант Тимур Вартанян — мой проводник по этому «дому покорителей огня». Репортажем из него мы открываем новую рубрику в нашем журнале, посвященную профессиям, «Один день из жизни…».

 

RpW7zi3dPv8

Шаг первый. Смена караула.

«Диспетчер получает сигнал. Включает сирену. Все в течение минуты, максимум двух, одеваются и выезжают — спустя немного времени после знакомства, просвещает нас с фотографом Тимур, — Пока едем, я начинаю давать распоряжения, в зависимости от обстоятельств вызова. Сообщаю на пульт результаты внешней разведки. Уже по прибытию на место определяю, какие действия предпринимать дальше и есть ли угроза жизни людей… Для него смена началась за полчаса до нашего с фотографом прибытия с утреннего развода. А сейчас по узкой лестнице мы поднимаемся для сдачи-приема смены в кабинет начальника 45-й пожарной части майора Юрия Новикова, здесь же сидит и его заместитель Алексей Гриднев. Втроем с Тимуром они составляют план рабочего дня, сверяют графики, расходы топлива, какие-то другие малопонятные непосвященным цифры. В общем, как и почти везде бумажной работы у пожарных предостаточно. Начальник и его заместитель — единственные в подразделении, у кого неделя делится на дни рабочие и выходные. Весь остальной состав разделён на четыре смены по 7-8 человек, и дежурят они по очереди сутками. Всего же в ПЧ-45 работает и служит 32 человека. Я не случайно разделил их на тех, кто «работает», и тех, кто «служит». Из всего состава подразделения только половина — 16 — ходит, что называется, под погонами, все остальные относятся к «гражданским». Мне как человеку постороннему логическая цепочка этого разделения была не всегда очевидна. С тем, что диспетчер — лицо гражданское, ещё более-менее понятно (хотя в прошлом и они были военнообязанными). Но изрядная доля когнитивного диссонанса происходит в голове, когда узнаешь, что начальник ПЧ — «под погонами», а его заместитель — нет. Начальник караула и его помощник — военнообязанные, а непосредственно им подчиненные пожарные — гражданские. Один водитель с припиской «инструктор» — старший прапорщик, а другой — просто водитель пожарного автомобиля без всяких воинских званий. Не совсем ясная картина получается, тем более что делают они, по большому счету, одну и ту же работу, а вознаграждение и социальный пакет за нее отличается весьма существенно.

oKkQCetoL4c

Шаг второй. Пост ГДЗС.

«В условиях задымленной зоны „с нагрузкой“, находясь в маске, мне надо провести разведку, найти пострадавших, локализовать и ликвидировать очаг пожара. И ещё я должен думать о своих газодымозащитниках. То есть сколько зашло человек в задымленную зону, столько должно и выйти.
Мы стоим на посту газодымозащитных средств (ГДЗС). Тимур дает мастер-класс по использованию оборудования для работы в зоне повышенного задымления. При открытии клапана баллон издает резкий протяжный свист. Панорамная маска, после того как из неё стравлен воздух, намертво прилипает к лицу. Перед тем как заступить на дежурство, начальник караула должен провести внешний осмотр хранимого в этой комнате оборудования, проверить на герметичность все шланги, давление в баллонах и тому подобное. Результаты задокументировал, расписался — смену принял. У каждого пожарного в части на посту ГДЗС есть свой индивидуальный шкафчик. В нем хранится дыхательный аппарат, состоящий из маски и баллона со сжатым воздухом. Состояние этого аппарата регулярно проверяется, и оценки за его содержание аккуратно заносятся в специальную тетрадку. Далеко не все, кто в нее записан, отличники. «Каждая секунда дорога, все надо делать быстро и оперативно. Поэтому и тренировки проводятся постоянно». По словам Тимура, за состоянием боевой готовности личного состава внимательно следят. Регулярно проводятся краевые соревнования по пожарно-прикладному спорту, сдаются нормативы по тушению пожара и прохождению психполосы. Комиссии, проверки и отчеты, отчеты и еще раз отчеты. Все в подразделении, начиная с диспетчера и заканчивая начальником части, что-то записывают, учитывают, конспектируют. Как в институте. Даже своя небольшая библиотека есть. В ней нашлось место как для специализированной литературы, так и для беллетристики. Правда, судя по годам выпуска изданий, уголок книголюбов обновляется не слишком часто. С тех пор как противопожарная служба вошла в состав МЧС России, она обросла целым рядом дополнительный функций. Помимо профилактики и тушения пожаров, нередко принимают они участие в аварийно-спасательных работах при ДТП и стихийных бедствиях. Да и первую доврачебную помощь должны уметь оказать. Но порой, этого оказывается недостаточно для того, чтобы уберечь чью-то жизнь. «Это было в конце декабря, канун Нового года. Вызов в поселок Глубокий. Приехали, там 3-этажное здание на два подъезда. Второй этаж весь полыхает. Третий — копоть, дым — все там. Соседи бегают, кричат: „Помогите!“ Вокруг толпятся зеваки. Выясняется, что в здании пожилая женщина, и ее надо спасти. Огонь был очень сильный и к тому моменту, как мы добрались до нее, она уже погибла. Бывают и такие случаи. Не каждый человек морально готов видеть пострадавших, погибших, слезы, горе. Иногда приходится с этим сталкиваться. Хотелось бы поменьше, конечно, но бывает и такое. Это трудно, но со временем начинаешь воспринимать чрезвычайную ситуацию, как свою работу и обязанность. В основном возгорания происходят по халатности. Если проводится пропаганда в СМИ и службой противопожарного надзора среди населения, то пожаров и человеческих жертв становится значительно меньше.

Шаг третий. Новый ход.

«Такого быть не может, чтобы ты приехал, а воды нет. Это байки. Ты даже когда во время пожара стоишь, если есть возможность, заправляешься от гидранта. Это как утром проснулся — надо умыться, так и здесь. После того как приехал с вызова, дается 10 минут на то, чтобы полностью привести машину в состояние боевой готовности.
Старший прапорщик, водитель-инструктор Александр Моргунов, один из «ветеранов» ПЧ-45, в ней он с 1996 года. Тогда противопожарная служба еще находилась в подчинении МВД, а для многих из ребят, с которыми он сейчас служит в одной смене, деревья были большими. В подразделении у него репутация мастера на все руки и сегодня применение им он находит на АКП-30 (автоколенчатый подъемник 30-метровый). Машину выгнали во двор, где Александр, по локоть в смазке, пытается решить какие-то ее проблемы с подъемным механизмом. Помимо АКП-30 в части есть ещё АЛ-50 (автолестница 50-метровая) и две АЦ (автоцистерны), которые называют просто — ход-1 и ход-2. На первом ходу стоит старенький ЗИЛ, год выпуска которого уже никто и не помнит, но «примерно 90-го». Несмотря на солидный возраст, держится он бодрячком. За его техническим и внешним состоянием тщательно следят. Ведра, лопаты, насадки, рукава, ножницы по металлу и тому подобные инструменты, необходимые для того, чтобы машину можно было именовать пожарной, — все на своих местах. Пусть не новенькие, но исправные. Свои лидирующие позиции рабочей лошадки ЗИЛ, по всему видно, уступать не собирается. Его более молодой конкурент КамАЗ, вооруженный стволом высокого давления и стоящий на втором ходу, появился в ПЧ-45 всего несколько лет назад. За поднимающимися рольставнями его бортов скрываются мыслимые и немыслимые приспособления, кажется, на все случаи жизни. Начиная с дорожных знаков вплоть до нескольких видов электроинструмента и десятков рукавов и насадок. Помимо 250-литровой емкости с водой в его недрах прячется еще и бак для пены, а на корме — сложный компьютеризированный пульт управления, за настройку которого берутся только специалисты фирмы-производителя. Что внутри, что снаружи автомобиль очень сильно напоминает какое-то транспортное средство для заброски звездного десанта. Кажется, на нем можно не только пожары тушить, но и вполне успешно осваивать какую-нибудь небольшую планету. В кабине даже места для команды, со специальным отсеком для крепления баллона со сжатым воздухом, выглядят как в фантастическом фильме. В общем, не автомобиль, а универсальное решение для любых непредвиденных ситуаций.

lhh0DOgQl1E
Шаг четвертый. Лестница вверх.

На фоне второго хода АЛ-50 выглядит гораздо более простым механизмом. Лестница и лестница вроде бы, правда, и она не лишена уникальных характеристик. Хотя бы той, что это первый и пока единственный 50-метровый подъемник в Армавире. Раньше, когда дома не превышали девяти этажей, в нем и потребности особой не было. Но после того как город стал стремительно расти вверх, 30 метров АКП может и не хватить, тогда-то на помощь и приходит АЛ-50. Сегодня при помощи автолестницы проходило испытание спасательного рукава, как раз подошли сроки для его проведения. Машину выгнали перед боксами, на конец лестницы прицепили корзину, на дне которой есть люк. В этом люке закрепили обод спасательного рукава — это такая труба, в развернутом виде чем-то напоминающая те, по которым катаются в аквапарках, только из специальной ткани, а не из пластика. Облачившегося в БОП (боевая одежда пожарного) помощника начальника караула прапорщика Евгения Гибиленко, залезшего в корзину, лестница стала поднимать вверх. 20 метров, 25, 27, 28, 29, 30. «Хорош!» — машет водителю Александру Моргунову начальник части Юрий Новиков. Хотя это и не предельная высота, но ее достаточно для того, чтобы развернуть спасательный рукав на полную длину. И да… Воспользоваться им захочется действительно только для спасения своей жизни. Трепыхающаяся на ветру тонкая оранжевая «кишка» не вдохновляет на подвиг без соответствующей мотивации. По словам начальника части, после «путешествия» по трубе без специальной одежды из-за трения наверняка останутся ожоги, но лучше уж эти ожоги, чем оставаться в охваченном огнем помещении.

LwS5bbDvxz4

Шаг пятый. Диспетчер.

«Вызов ко мне приходи от главного диспетчера с ЦППС (центральный пункт пожарной связи). Я нажимаю сигнал тревоги. Пока они бегут — дети мои, — выписываю путевой лист». Диспетчер Марина Алхазова ребят из смены постоянно называет своими детьми. Состав части довольно молодой, большинство едва перешагнуло двадцатилетний рубеж. У начальника караула Тимура Вартаняна стаж работы, включая время обучения в Воронежском институте ГПС МЧС России, составляет восемь лет. «Сейчас молодежи у нас много, мне в диковинку с ними, иногда бывает и тяжело. Но я стараюсь их учить, рассказывать, объяснять. Прислушиваются, часто просят: теть Марин, расскажи…» В ПЧ-45 «теть Марина» работает диспетчером с 2005 года и уже считается старожилой. Отчасти связано это и с тем, что муж ее тоже долгое время до этого служил здесь пожарным. Когда она рассказывает о тех временах, часто звучат ностальгические нотки в словах: «Смена была 12 человек. Раньше у пожарных было больше свободного времени. Помню, и в карты, и в нарды ребята играли. Территорию части обустраивали сами. Я в старой диспетчерской белила, занавески развешивала. Дружили семьями. Вместе ездили на море. Дом наш строили всей сменой». Впрочем, о нынешних своих сослуживцах у нее только лестные отзывы. «Ребята у нас — руки золотые. Мало того что смену отрабатывают, они еще и успевают что-то делать, строить, ремонтировать здесь. Вот этот памятник перед частью они сами сделали». Слева от ворот боксов, прямо перед окнами диспетчерской, стоит небольшой мемориал, посвященный 65-летию победы в ВОВ. Состоит он из трех берез и небольшого постамента с каской, патроном и стальной розой. «Молодые почти все сейчас с образованием, — продолжает Марина — если не в Воронеже „вышку“ окончили, то хотя бы на курсах в Краснодаре были. Раньше таких требований все-таки не было. Люди приходили «с улицы», их брали, обучали, и они как будто тут все время и работали».

 

t7fLle60P6c

Шаг шестой. Лекция.

«Пишем: при тушении пожара и осуществлении защитных действий на технологических установках химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также на некоторых других объектах применяют турбинные и щелевые распылители: НРТ (насадка роторная) и РВ-12 (насадка веерная)…» Монотонный голос Тимура растекается по актовому залу. Каждую смену проходят лекции на разные темы, то ли это медицинская или пожарно-техническая подготовка, то ли проведение аварийно-спасательних работ. Или как сегодня: «Тема № 6. Охрана труда и техника безопасности. Правила работы в защитных костюмах». Пожарные аккуратно конспектируют все, что им зачитывает начальник караула. Тетрадки периодически проверяет оперативный дежурный из 1 отряда Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю, к которой и относится армавирский гарнизон. «Запрещается снимать детали теплоотражательного костюма (шлем-маску, рукавицы) до выхода из опасной зоны». Защитный костюм ТОК-200, о котором шла речь, применяется при тушении нефтехимических продуктов, то есть там, где очень высокие температуры. Весть о том, что после лекции надо будет отработать нормативы его надевания, не очень обрадовала «студентов». Помимо того, что дело это трудоемкое, сам костюм очень жаркий. Облачившись в ТОК-200, пожарный окончательно становится похож на героя космических саг, каким его представлял советский кинематограф. Зачетное время на то чтобы собрать на себе этот костюм: «отлично» — 70 сек., «хорошо» — 75, «удовлетворительно» — 80.

 

niqKEvzeXDY

Шаг седьмой. Время самоподготовки.


После 17-00 наступает «время самоподготовки». Когда запланированные на день мероприятия выполнены, можно заняться и самостоятельной работой. В день нашего визита пожарные из смены Тимура Вартаняна решили поупражняться в прохождении полосы психологической подготовки, находящейся во дворе ПЧ-45. Соревнования по ее прохождению регулярно проводятся, в том числе и на краевом уровне. Правда, во время своей тренировки, емкости с горящей смесью ребята не поджигали и, соответственно, не тушили потом. В тот день никаких сигналов на пульт диспетчера не поступило. Случись он, наверняка это добавило бы красочности репортажу. Накануне коллеги в редакции в шутку даже предлагали устроить небольшую диверсию, чтоб получилось, так сказать, с места события. Но лучше уж пусть будет журналистский материал без «огонька», чем объят яркими языками пламени чей-то дом. Берегите себя! PT

войдите чтобы оставить отзыв