Никас Сафронов — эксклюзивное интервью

cMu8B3V2xtE

В конце марта в Детский сад № 58 и Дворец детского и юношеского творчества Армавира с благотворительным визитом прибыл Никас Сафронов — один из самых востребованных художников России. Он сумел добиться всемирного признания и высокого положения в обществе, но встретиться и пообщаться с обычными людьми для него не менее важно, чем с президентом, королевой или звездой Голливуда.

— Никас, вы являетесь меценатом множества учреждений культуры, расскажите, насколько важна благотворительность в современном мире?
— Я считаю, что человеческая жизнь должна строиться на самопознании и самопожертвовании. Это может быть помощь детям, пенсионерам, инвалидам, неизлечимо больным или тем, кому срочно нужна операция, окружающей среде в целом — перечислять можно долго. Каждый духовный человек должен это понимать и, по мере своих возможностей, помогать нуждающимся. Заработав даже несколько копеек, половину нужно отдавать на благое дело. Добро обязательно воздастся. Когда люди не понимают эту философию жизни, они, даже будучи олигархами, обделены. Думают, что у них все хорошо, а на самом деле — все плохо. И даже простой рыбак, который искренне радуется своему небольшому улову, может быть намного счастливей миллиардера. На моем пути встречались разные люди. Одни были небогаты,но обладали удивительным даром восхищаться самыми простыми, казалось бы, вещами и чувствовать себя счастливыми, делясь последним куском хлеба. Другие же, имели миллиарды, но при этом, были грустны из-за недостатка заработка, все время кропили деньги и по-другому уже не могли жить. Мне жаль таких людей. Есть одна интересная притча о том, как человек поймал золотую рыбку, и она ему говорит: «Загадай одно желание», он: « Хочу, чтобы у меня было все», на что рыбка ответила: «У тебя было все». Но «все» — это условные вещи:  ну поел ты вчера хорошо или плохо — это всего лишь ощущения и ассоциации. Главное, что ты жив и имеешь возможность оставить что-то после себя в виде искусства, энергии, позитива, хороших слов — это намного важнее. Это нужно понять.

— То есть, чтобы что-то получить, нужно что-то отдать?
— Да, я жертвовал во имя искусства, лишая себя возможности отдыхать и гулять, и теперь у меня достаточно средств, чтобы жить в Швейцарии, поплевывая, как говорится, в потолок, курить трубку и ничего не делать. Но нет! Когда ты заряжен на работу, созидание и позитив. ты уже просто не можешь и не хочешь останавливаться. Половину своего заработка я всегда отдаю на благотворительность и никогда не коплю денег.

BXfkt_s97SA

— Как вы пришли к такой философии ?
— Я вырос в многодетной семье, и мама еще в детстве говорила нам: «Если заработаешь три копейки, когда вырастешь, копейку отдай на благотворительность». Помню, она всегда приводила в дом каких-то детей, кормила их, отдавала нашу одежду. Я тогда очень сильно переживал и ревновал. А потом понял, что это главное призвание человека и стал помогать людям, участвовать в разных социальных программах и считаю это делом чести. Как завещала мама, отдаю 1,5-2 копейки и остатка мне хватает, чтобы жить хорошо.

— Вы приехали в Армавир с благотворительными намерениями, посетив детей с ограниченными возможностями. Что можете сказать в поддержку родителям таких детей?
— Во-первых, ни в коем случае нельзя отказываться от них. Все дети — это солнце, которое нуждается в поддержке общества — в нашей поддержке. Они беззащитны и не всегда понимают, куда им надо тянуться. Легко могут принять зло за доброту. А к особенным детям нужен еще более аккуратный подход, внимание, забота и любовь — это больше, чем деньги.

— Помимо благотворительности вы еще и всячески поддерживаете молодые таланты. Расскажите, какова сегодня ситуация на поприще юных художников?
— Искусство — искусству рознь. Каждый год институты «выбрасывают» до 10 000 художников. Только в одной Москве их по статистике 275 тысяч. Нужно понимать, что художник — это не просто «стал художником». Мне пишут: «Научите рисовать, скажите, как разбавлять краски, я хочу зарабатывать на живописи». Но это очень сложно. Это ежедневный труд и самопожертвование. Я сплю по три часа в сутки, постоянно работаю и выполняю в срок свои обязательства, а он сидит и ждет вдохновения, отдыхает, спит, гуляет. А потом через пять лет напишет какую-нибудь мазню и хочет ее продать, причем дорого. В итоге удивляется, что его «творение» никому не нужно. Поэтому, если хочешь стать художником, нужно постоянно развиваться и ни в коем случае не останавливаться.

q4n8VNQ_yB8
— Расскажите подробнее о своем творческом пути.
— Я ездил в Загорск изучать иконопись, во Францию — импрессионистов, познавал творчество старых мастеров в Италии, проучился 8 месяцев в Голландии, в Лондоне изучал Кернера, участвовал в различных спектаклях, расписывал тарелки на Ломоносовском фарфоровом заводе и даже делал аэрографику на автомобиле.
То есть я все время самообразовывался, открывая что-то новое для себя и до сих пор учусь. Помимо этого,  в живописи очень важна обязательность, духовность и профессионализм. Если эти качества присутствуют в человеке, он имеет шанс состояться как художник. Нужно иметь царя в голове, Бога в душе, верить в себя и в то, что все будет хорошо. Но все же, искусство — искусству рознь. Ты можешь быть либо хорошим ремесленником, что тоже неплохо, либо художником. Кто такой гений? Это талант, наделенный упорством. То есть талантливый человек, сделав два мазка, идет отдыхает, гуляет. Бездарность кропит, кропит — раз и один рассказик напечатает, потом второй. А вот талантливый человек, наделенный упорством этого неталантливого, и есть гений. Именно над этим и надо работать.

— Насколько важно оставить после себя материальный след, воплощенный в делах?
— Мне это сделать легче, чем многим другим: живопись, скульптура и архитектура живут веками и тысячелетиями. Каждый человек оставляет о себе память, а искусство дает эту память утвердить и сделать ее более фундаментальной и вечной. Однажды я написал портрет одного человека, и когда он ушел из жизни, его супруга позвонила мне, сказав: «Он живой и смотрит на нас с картины, мы «общаемся», большое вам за это спасибо». Это «спасибо» было гораздо дороже гонорара, который я тогда получил.

— В Армавире вы впервые?
— Да и я очень рад, что приехал сюда. Хочу заметить, что наша сегодняшняя встреча с детьми неслучайна. Теперь мы будем дружить и общаться. В Армавире великое множество замечательных пейзажей, именно в таких местах рождаются гении. Летом я приеду сюда снова, буду писать картины, обязательно проведу персональную выставку. Надеюсь, меня встретят также тепло и радушно, как сейчас. PT

войдите чтобы оставить отзыв