Небо, самолет и суеверия

— Да, завтра подъезжайте к 6 утра, я буду вас ждать на КПП. Примерно через полчаса в надежде, что подполковник Дмитрий Жданов оговорился, перезваниваю.
— Точно в 6 утра? Подъем ведь вроде только в 6 утра у них? — Это у тех, кто не принимает участие в полете в 6 утра подъем, а они гораздо раньше встают. Так что к шести подъезжайте, будет нормально.

В назначенный час подполковник Жданов уже ждет на КПП учебной авиационной базы (г. Армавир).
— Сегодня первый полет на Як-130, мы получили их меньше месяца назад. Летчики подготовились за очень короткий срок. Сейчас уже 6 наших летчиков полностью подготовлено к полетам на этих самолетах. Сегодня летать будут командир базы, старший штурман базы и командир эскадрильи. После получения ими допуска, мы уже сами будем обучать других пилотов управлять новыми самолетами. В качестве инструкторов сегодня будут летать летчики учебной авиационной базы (г. Борисоглебск). Пока едем в Командно-диспетчерский пункт (КДП) Дмитрий Жданов, занимающий должность заместителя командира базы по работе с составом, дает нам ЦУ.

— Пофотографировать кабину пилота, а также взять интервью можно будет только после полетов. Летчики довольно суеверные люди, так что все движения — после полетов. А пока ведите себя тихо, никому не мешайте.

— То есть сейчас их лучше ни о чем не спрашивать?
— Да. Они с вами пока и не будут разговаривать.
Вскоре подъезжаем к КДП, который по другому еще называют «вышкой». Над небольшим кирпичным зданием возвышается «грибок», из которого осуществляется управление полетами. Внизу комната управления дальней зоной, так называемая «яма». Отсюда осуществляется наведение самолета на цель. Кроме постоянно пикающих оранжевых индикаторов кругового обзора (ИКО), на которые выводятся данные с РЛС, на стене большая карта района полетов и воздушного движения. Пока здесь только руководитель дальней зоны, начальник командного пункта майор Андрей Евтушенко.

— Сегодня у Яков пробный ознакомительный полет и перехватов не будет. Но вообще задача офицеров боевого управления — подвести самолет-перeхватчик к самолету-цели, чтобы он смог захватить цель и сымитировать пуски ракет. Нам надо подвести перехватчик к цели так, чтобы он по отношению к ней находился в более выгодном положении.

— А что это за разноцветные линии и кружочки на карте?
— Это карта района полета. Линии — это маршрут, кружочки — это места, где самолет должен будет повернуть… Дать полный экскурс по графическим изыскам карты Евтушенко не успел. Вернулся отходивший ненадолго Жданов.
— Сейчас будет принятие решения на воздушную разведку и инструктаж, пойдемте, послушаете.

***
В комнате, напоминающей небольшую аудиторию для чтения лекций, начинают собираться техники, инженеры, связисты, в общем, все те, кто осуществляет управление полетами — группа управления полетами, ну и конечно, сами пилоты. На противоположной стене вижу такую же карту района полетов, что и в комнате управления дальней зоной полета. Пока не пришел командир базы, узнаю наконец-то тайну знаков, которыми она испещрена.

— Здесь исходный путь маршрута, сокращенно ИПМ. Полетел-полетел
по линии — повернул, полетел-полетел по линии — повернул, полетел-полетел по линии — конечный путь маршрута, КПМ. Закончил полет на аэродроме. Крестики — это выход на цель, проверка навигации, рассчитывает время, за которое надо прилететь. Во время проверки навигации, смотрят насколько точно летчик движется по линии маршрута. Перед полетом разбираешь плановую таблицу. Вот зоны ожидания, сюда вылетает перехватчик. Перехватчик выходит в заданный район, его цель выходит на маршрут. На маршруте разворачиваешь перехватчик и наводишь на цель. Крестик на карте — это рубеж перехвата, то место, где ты должен закончить наведение. Для себя можешь задавать точку перехвата, где тебе удобно, лишь бы не позже этого рубежа.
В комнату-аудиторию энергичным шагом заходит командир авиабазы, полковник Анатолий Волков. Выражение лица серьезное и крайне сосредоточенное. Принимается решение на проведение воздушной разведки погоды. Каждый из собравшихся докладывает об обстановке в своей области.

— Майор Григорьев. Инженерно-технический штат готовится к выполнению воздушной проверки погоды. Разведчик погоды: самолет Л-39, основной борт 67, резервный — 64.
— Присаживайтесь. Командир экипажа разведчика погоды.
— Майор Емельянов. К выполнению воздушной проверки погоды —
готов.

Доклады делают по-военному быстро и четко. Большинство называет какие-то цифры, которые мне ни о чем не говорят и можно только удивляться, как они не путаются в этих постоянно меняющихся данных. Воздушная проверка погоды должна пройти согласно плану с 7:40 до 8:20. Старший штурман, подполковник Владимир Рачков озвучивает точное время — 6 часов 44 минуты и дает отсчет. Перед КДП проводится инструктаж. Мы с подполковником Ждановым едем на стоянку самолетов.

***
— Вы одеты тепло?
На улице только начинается рассвет, и на самом деле очень холодно. Оделись мы тепло, но все равно мороз с легкостью находит лазейки в нашей городской одежде. На открытой местности температура ниже, чем в городе на 2–3 градуса, легкий ветерок усугубляет ситуацию. Возле заправочной колонки уже стоит готовый к вылету разведчик Л-39. Техники, явно одетые по погоде, снуют вокруг покрытого морозными узорами самолета. Что-то трогают, куда-то заглядывают, проверяют, заправляют. Вскоре начинают выползать тяжелые ЗиЛы и Уралы, на жесткой сцепке тянущие зачехленные и с заглушками на соплах МиГ–29, а чуть позже и звезду этого дня — Як-130. Каждый самолет обслуживает своя бригада техников. За полчаса самолетной фотосессии необмороженных участков на теле уже не остается. Скоро запускается разведчик погоды майор Емельянов на Л-39. Возвращаемся в КДП.

***
Из «грибка» Командно-диспетчерского пункта ведется управление полетами на аэродроме. В помещении с круговым остеклением четыре человека, три из которых руководители. Руководитель полетами, руководитель зоны посадки, руководитель ближней зоны и просто старший дежурный по связи и РТО (радио-техническому оборудованию). Главный среди них руководитель полетов, который в ответе за все, что происходит на аэродроме, майор Михаил Пономарев. Он сидит за длинным столом с переговорными устройствами, пультами, графиками, таблицами, каким-то электронным циферблатом (как позже узнал — это табло метеорологической информации) и индикаторами РЛС. Два других руководителя скромно притаились за пока откинутым брезентовым пологом; перед ними также находятся индикаторы РЛС и средства радиосвязи. За всеми действиями внимательно следит фиксирующая камера. Вообще все, что происходит и говорится в КДП, записывается средствами звукозаписи и фотографируется фотоприставками. Называются они средствами объективного контроля. Как только поступает сообщение о том, что самолет полностью готов к взлету, брезентовый полог опускается, руководители ближней зоны и зоны посадки остаются наедине с мерцающими и пикающими зелеными и оранжевыми экранами, выпущенными в далеком 1975 году. Спокойный и хладнокровный майор Пономарев постоянно с кем-то переговаривается. Вроде как язык русский, но понять о чем они говорят почти невозможно.

— … 242 старт на двадцать первом, посадочный двести восемьдесят девять… 242 вынос на двадцать первом… Давайте аварийную проверим и резервную.
Вскоре разведчик погоды заходит на посадку и после посадки заруливает на стоянку.

***
В здании высотного снаряжения идет доклад о результатах разведки погоды. Зал здесь на порядок больше, чем в КДП, и людей собралось много. За кафедрой такой же серьезный и сосредоточенный, как и рано утром, командир базы полковник Волков. Майор Емельянов докладывает о результатах разведки погоды.

— Разведчик погоды, майор Емельянов. Воздушную проверку погоды выполнил с посадочным курсом 109 градусов… По нашему району: безоблачно, до высоты 1000 метров — слабая дымка, видимость против солнца — не хуже 8 км, по солнцу — более 10 км. Горизонт, с 1000 метров — отчетливо. Опасностей по району нет, птиц не наблюдал. Связь с запасными не установил. Проверили связь на основных каналах, всех слышно хорошо, аварийная и резервная станции — также всех слышно хорошо.

— Полеты будем выполнять согласно плановой таблицы. Начало полетов в 9 часов 30 минут, конец в 16 часов 30 минут. Порядок разлета: первым запускаю я. Запуск первого экипажа в 9 часов 15 минут. Далее, остальные экипажи согласно плановой таблице полета.
Снова доклады с непонятными данными и цифрами. Какие-то загадочные фразы и термины, которые ясны, кажется, всем присутствующим, кроме меня и фотографа. Четко только уяснил, что летчики не очень любят птиц. Несколько раз упомянули о том, что не обнаружено их скоплений, а в случае обнаружения такового необходимо их разгонять и не допускать попадания птиц в самолет. Старший штурман, подполковник Владимир Рачков, как и утром, задает точное время — 8 часов 42 минуты 30 секунд. Отсчет.

***
Перед тем как сесть в самолет и отправиться в первый полет на Як-130, командир авиабазы полковник Анатолий Волков еще раз, после инженерно-технического состава, согласно инструкции, осматривает его. Как он сказал после крайней посадки, «полет начинается с земли» и осмотр самолета пилотом, необходимый элемент его выполнения. Крайний осмотр самолета происходит уже непосредственно перед выруливанием на взлетно-посадочную полосу.
Постепенно набирая скорость, в какой-то момент Як-130 вдруг отрывается от земли и почти вертикально уходит вверх. Изящный, почти женственный и неожиданно маленький самолет. Следующий за ним МиГ-29, с дочерна закопченными соплами и хищным клювом с пикой на конце, на его фоне напоминает брутального истошно ревущего гиганта. И взлетает он тяжелее. Медленно отрываясь и постепенно набирая высоту. Замыкает первую тройку «тихоход» Л-39. Он хоть и не сильно большой, но взлетает тоже тяжело. Постепенно прибывающие на авиабазу Як-130, призваны вскоре полностью его вытеснить отсюда.

***
В этот день на новом Як-130 командир базы полковник Анатолий Волков совершил два вылета. После крайнего, из самолета он вышел с довольным выражением лица и открытым для общения с прессой.

— Летный состав нашей учебной авиационной базы приступил к полетам на этих современных самолетах ЯК-130. Первым, как положено командиру, взлетел я. Самолет прекрасный, современный. По сравнению с МиГ-29 и Л-39, на смену которому он пришел, самолет имеет большое количество современного оборудования, принципиально новую систему навигации, которая сильно облегчает работу летчику, но требует больших знаний. В пилотировании самолет очень легкий, хорошо слушается рулей. На посадку не сложный, в пилотаже не сложный. Думаю, курсанты смогут его освоить достаточно легко. Из кабины прекрасный обзор. Это самолет, который, если можно так выразиться, еще пахнет краской. Для летчика большего счастья, как полетать на современной новой технике, честно говоря, нет. Сегодня у нас праздник.
По его словам, принципиальное отличие от МиГ-29 в том, что «этот самолет имеет навигационное оборудование, радиоэлектронное оборудование и саму систему управления уже построенную по принципу самолетов поколения 4++». Если в МиГ-29 установлены бустеры и летчик управляет им посредством гидравлических приводов, то здесь управление происходит через вычислительный комплекс. И уже вычислительный комплекс оценивает всю ситуацию,
в которой находится самолет и выдает параметры на отклоняемые поверхности.

— Данный самолет нельзя вывести за те пределы, которые в него заложены, то есть за его ограничения. Он «прощает» ошибки пилоту.
— Подполковник Жданов говорит, что летчики очень суеверные.
— Да, это правда. Мы не фотографируемся перед полетом, не даем интервью, у нас нет слова «последний», мы говорим «крайний». Есть у нас и свои традиции. Третий тост всегда пьем не чокаясь, за тех, кого с нами нет. Командир командует: «Контакт». По этой команде все летчики прислоняют свои рюмки к деревянной поверхности. Инженер, при этом присутствующий, обязательно проверяет, чтобы все это сделали и докладывает: «Есть контакт». Потом команда: «От винта» — «Есть от винта». И не чокаясь, пьем, вспоминая тех, кого уже нет.

До конца года на авиабазу должно поступить 20 новых самолетов Як-130. После переобучения «лидерной» группы, инструкторами из Борисоглебска, она, в свою очередь, начнет готовить к полету на этих самолетах других пилотов авиабазы, а в дальнейшем, ориентировочно в 2016 году, и курсантов.

Полковник Волков пошел по своим командирским делам. Мы с фотографом возвращаемся на КПП с помощником Дмитрия Жданова. На взлетную полосу выруливает еще один Як-130. В крайний на тот день полет отправился старший штурман авиабазы Владимир Рачков. PT

Текст: Максим Авраменко
Фото: Иван Бельков

eyTjE92bZwU

7l0Kq3x9tTo

zriXh22AzpE

HiK3LZlZt4E

qEbBxkUWP4g

Um2Bw99afMw

BEy-Rk-zc-s

войдите чтобы оставить отзыв