ЗАВОД OPEL В АРМАВИРЕ НА ЗАРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ЭРЫ

atlvQwKoQ-c

Ровно сто лет тому назад, в мае 1914 года, в Армавире на Почтовой улице (ныне ул. Ленина, № 109) немец Теодор Готлибович Фейль открыл первый настоящий автосалон известной фирмы «Адам Опель». Кроме большого гаража с легковыми и грузовыми автомобилями, склада велосипедов, шин и разнообразных запчастей, здесь была оборудована собственная автомастерская под руководством опытного монтера из Германии. Только что получивший статус города Армавир уверенно вступал в автомобильную эру. Правда, к тому времени местные жители были уже неплохо знакомы с новым видом транспорта. На протяжении долгих десятилетий, вплоть до начала ХХ века все грузовые и пассажирские перевозки по улицам села в основном осуществляли разнообразные частные конные экипажи: линейки, фаэтоны, пролетки, фуры, подводы, дроги. Извозный промысел являлся в Армавире одним из самых распространенных. Стимулом для его развития служил постоянный наплыв сюда приезжих, не решавшихся самостоятельно искать нужный им адрес и пользовавшихся услугами извозчиков. Не случайно биржа извозчиков располагалась на Привокзальной площади. Многочисленные армавирские магазины и торговые склады также остро нуждались в доставках и перевозках товаров. В 1910 г. селение по количеству легковых извозчиков (350 чел.) в масштабах всего Северного Кавказа уступало только Ставрополю (432 чел.) и Екатеринодару (383 чел.). В начале XX века у местных извозчиков впервые появился конкурент – автомобиль. По сравнению с конными экипажами автомобили обладали рядом неоспоримых преимуществ: большей скоростью, грузоподъемностью и пассажироемкостью, отличались значительной мощностью и компактностью, учитывая, что в относительно малом объеме двигателя было заключено несколько десятков лошадиных сил. К недостаткам нового вида транспорта относились: дороговизна, частые поломки, сложность в обслуживании, низкий КПД мотора, неэкономичность расхода горючего, шум, тряска, облака темного дыма, выходящие из выхлопной трубы. Лошади в ужасе шарахались от самодвижущихся механических повозок, а сельские собаки их просто ненавидели, провожая каждую машину яростным лаем. Однако с каждым годом автомобили становились все более совершенными, в то время как дальнейший прогресс в области конного транспорта был, по-видимому, уже невозможен. Первое известное мне упоминание об автомобилях на улицах Армавира появилось в декабре 1908 г. на страницах екатеринодарской газеты «Новая заря». В феврале 1909 г. в селе, при гостинице Н.П. Комягина «Коммерческое подворье» открылись «автомобильная станция» и «коммерческо-транспортная контора по покупке, продаже и отправке разного рода товаров».По всей видимости, данная станция и контора представляли собой частное предприятие по транспортировке различных грузов. В среде состоятельных жителей становится престижно иметь собственный механический экипаж. В 1910 г. владельцами автомобилей в Армавире были промышленники Мисожников и братья Бабаевы, коммерсант Зергель и инженер Корольков, а возможно, и ряд других лиц. Новый спрос быстро сформировал предложение. В 1910 г. на страницах армавирской прессы рекламировался гараж и склад автомобильных запчастей, бензина и масел, принадлежавший К.П. Зергелю. Иногда сюда же поступали машины для продажи. Автомобили появляются на складах фирмы «Кернер и Бегар», Карла Берлина, А.О. Тюфекчиева и др. В 1913 г. Теодор Готлибович Фейль открывает в селении представительство германской компании «Опель», которое через год вырастет в крупное торговое предприятие. В том же 1913 году в Армавире начинает действовать автомобильная мастерская еще одного немца Отто Ивановича Вагнера. В начале 1914 г. чех Александр Францевич Поспишил учреждает в Армавире представительство американской автомобильной фирмы «Студебекер», предлагая машины этой марки не только на продажу, но и для проката. Уже в первые годы ХХ века на автомобиль начинают смотреть не только как на быстрое и удобное средство передвижения, но и как на предмет спортивных состязаний. Историки российского автомобилизма данный аспект применения машин считали исконным, отмечая, что «сначала самоходы использовались потехи ради». Любопытно, что именно в Армавире состоялись первые в регионе автомобильные соревнования. Летом 1910 г.
в местной газете «Кавказский край» появилось следующее сообщение: «6 июня на Прочноокопском шоссе состоится гонка автомобилей, в которой примут участие 13 автомобилей». Видимо, в заметку вкралась опечатка, поскольку в прошедших 6 июня 1910 г. состязаниях участвовало всего 3 машины: землевладельца Николенко («Мерседес» 45 л/с), инженера Королькова («Дитрих» 36 л/с) и купца Зергеля («Некарсульм» 20 л/с). Дистанция была определенав 3 версты от моста через реку Кубань у станицы Прочноокопской до 3-й рощи на окраине села Армавир. Все машины стартовали одновременно. Первым к финишу через 2 мин. 2 сек. прибыл автомобиль «Дитрих» Королькова, показав среднюю скорость 87 верст в час; вторым был «Мерседес» Николенко (2 мин. 22 сек., 75 верст в час) и последним оказался «Некарсульм» Зергеля (3 мин. 7 сек., 58 верст в час). Учитывая неудовлетворительное состояние покрытия Прочноокопского шоссе, очевидцы считали данные результаты хорошими. Армавирские и подобные им еще очень примитивные соревнования, тем не менее, играли важную роль в популяризации и рекламе нового вида транспорта, с каждым годом занимавшего все более заметное место в жизни человека ХХ столетия. В этот период механические экипажи начинают применяться и для междугороднего сообщения. Так, на страницах газеты «Приазовский край» сообщалось, что уже в 1910 г. «автомобили мелькали между Армавиром и Майкопом, развозя к центру нефтяного района дельцов и спекулянтов». Первоначально «четырехколесные чудовища» были редки и воспринимались как диковина, однако уже в мае 1913 г. армавирские извозчики через местную газету жаловались на «большое количество автомобилей, отбивающих у них доходы». Скорее всего, некоторые автовладельцы использовали свое транспортное средство в качестве такси. На заре ХХ века автомобиль уверенно вторгался не только в патриархальный мир кубанских городов и селений, но также занял свое место в публицистике и литературном творчестве. В 1911 г. на страницах газеты «Отклики Кавказа» безымянным автором, подписавшимся инициалами «А.Р.», был опубликован оригинальный стихотворный фельетон «Армавиада» (аллюзия на знаменитую «Энеиду»). Изображая контрасты армавирской действительности, автор, в частности, обращает внимание читателей и на нового героя сельских улиц: «Вздымая серой тучей пыль – Богатой роскоши причуда – Пугает вихрь-автомобиль В арбу впряженного верблюда…» Отметился в те годы автомобиль и на арене цирка. 29 мая 1914 г. в гастролировавшем в Армавире цирке братьев Винкиных состоялось большое бенефисное выступление прославленного русского борца и пилота-авиатора Ивана Михайловича Заикина. На атлета был положен огромный дощатый помост, по которому проехал автомобиль с шестью пассажирами, весивший около 200 пудов (3,2 тонны). К вящему восторгу публики после этого опасного номера богатырь остался жив и невредим. Появление на улицах Армавира автомобилей породило ряд конфликтных ситуаций. В прессе начинают мелькать заметки о происшествиях с участием автомобилей, пока еще без человеческих жертв. В качестве примера можно взглянуть на событийную хронику только лишь одного 1913 года. По сообщению местной газеты «Отклики Кавказа», «6-го марта, в 8 часов утра представитель автомобилей „Опель“, Теодор Готлибович Фейль, ехал на автомобиле по Привокзальной улице (ныне ул. Мира, — С.К.) на вокзал. При приближении к станции Фейль дал сигнал, но несмотря на это извозчик Филипп Коткорко, с фаэтоном № 43, стоявший поперек дороги, не освободил дорогу. При приближении автомобиля лошади извозчика испугались и бросились на кучу грязи. Экипаж перевернулся, извозчик упал с козел. Лошади были остановлены другими извозчиками. Экипаж поврежден, а одна из лошадей поранила ногу». 14 мая там же было опубликовано следующее письмо в редакцию: «В день детского праздника 10-го мая около 6 часов вечера, когда 3-я роща была еще полна детей, в самую глубь сада… въехал автомобиль. Когда возмущенная вторжением автомобиля в царство детей, единственное место, где дети могут дышать и держать себя свободно, публика начала протестовать…., владелица автомобиля г-жа Меснянкина и один из членов компании — интеллигент, так же возмущенно возразили, что нечего и протестовать, ежели они никого из детей не задавили…». 22 мая на Николаевском проспекте Б.Ф. Шмидт налетел на автомобиле на электрический столб, поломав крыло и едва не поранив лошадь извозчика № 118. В другой заметке «Откликов Кавказа» говорилось, что «2-го июля, в 5 часов дня, извозчик Степан Оганесов привез пассажиров на станцию Армавир. Лишь только экипаж остановился и слезли пассажиры, подъехал автомобиль и задел рессорами колеса экипаж извозчика, перерезал шины. Шофер тотчас же повернул автомобиль и несмотря на свистки и требования городового Петра Бурдина не остановился и скрылся. Извозчик вследствие повреждения резиновых шин на экипаже не имеет возможности выехать на промысел». Как можно судить по этим сообщениям газетной хроники 1913 г., армавирские водители не отличались тактичностью и порой вели себя просто грубо, однако именно они являлись вестниками технического прогресса, вторгавшегося практически во все сферы жизни человека. Первый серьезный кризис в области автомобилизма в Армавире был связан с началом империалистической войны, когда большинство частных механических экипажей было реквизировано для нужд обороны, и прекратились поставки машин из Германии. Революционные события 1917 г. и разгоревшаяся вскоре Гражданская война практически полностью уничтожили первые ростки отечественного автомобилизма. В советскую эпоху история автомобильного транспорта, по крайней мере, в нашем городе, стала создаваться заново. PT

войдите чтобы оставить отзыв