Михаил Чекмезов — интервью с фотографом

Михаил Чекмезов — человек, который одним из первых стал заниматься фотографией в Армавире. Развиваясь активным темпом, Михаил совершил рывок и переехал в Самару, обосновав там свою студию и фотошколу. О трудностях, тонкостях своей работы и тернистости пути фотографа он рассказал редакции журнала People & Times Magazine за чашкой чая в Oblomov Bar.

lVuilfjAnR4

— Михаил, расскажи о себе и своем первом фотоаппарате.
— Я родился в Армавире, закончил 19 школу, поступил в Машиностроительный техникум, но, к сожалению, а может и к счастью, бросил его. Наверное, к счастью, так как стал заниматься тем, что мне действительно нравится. В моей семье фотографами были дед и отец и, соответственно, в день, когда мне исполнилось 12 лет, я получил в подарок ни что иное, как фотокамеру. Первое время я не выпускал ее из рук, и, кстати, до сих пор время от времени на нее снимаю. Камера сохранилась в отличном состоянии — я относился к ней крайне бережно. Даже в том возрасте этот подарок был для меня не просто игрушкой. Я изучал фотографию по журналу «Юный техник» и приложению к нему. Уже тогда с головой окунулся в эту деятельность. Первую свою пленку я, конечно же, засветил.
Почему-то решил, что ее просто следует достать из катушки и положить в белую коробочку. Обидно было, что свои первые кадры я так и не увидел. Со временем я набрался опыта, но в какой-то момент интерес погас, перестал заниматься фотографией, направив свои силы в совершенно другое русло — стал работать в пищевом производстве.

— Как вернулся к фотографии?
— Компания со временем разорилась, а я параллельно занимался дизайном. Трудно было зарабатывать деньги в этом деле, так как эта сфера была не особо развита, и мало кто этим интересовался. Но случайно в Самаре я попал в крупное концертное агентство. Это позволило мне достаточно хорошо развить свои умения сразу в нескольких направлениях. Совершенствовал технические и коммуникативные навыки. Однажды к нам обратился крупный ночной клуб с просьбой разработать сайт и заняться фотоотчетами. В то время  в Самаре этого не было, как опыта, так и практики.
Я черпал информацию у друзей и знакомых, которые хорошо ориентировались в этом направлении, вместе  с ними рос и развивался.

2usd_8UDglg

— Как ты перешел к частным съемкам?
— У меня появилось желание снимать что-то большее, чем репортажи с вечеринок. А поскольку работа в ночном клубе подразумевала постоянно растущий круг знакомых, я предлагал девушкам фотосессии. Иногда звал их к себе домой, где находилась импровизированная студия. Многие барышни думали, что фотография — это просто предлог, а на уме у меня корыстные мотивы, но это было не так. Я был уж слишком увлечен творчеством. В общем, со временем квартиры стало мне мало, да и оборудование там было слишком простенькое. Хотелось расти профессионально,  а для этого следовало технически совершенствоваться. Мы с товарищем решили купить хорошее световое оборудование. При этом не было мысли создавать из этого коммерческий проект, на тот момент все это было лишь из творческих побуждений. Тогда же мне посчастливилось познакомиться с Mike Encore. Очень хороший фотограф, который стал моим наставником. Все его советы всегда были по делу и всегда меня выручали. Благодаря ему я стал таким, какой есть сейчас.

— Предпочитаешь цифровое оборудование или пленочное?
— На пленку сейчас снимаю редко, но когда приезжаю в Армавир, заряжаюсь у Павла Мирчука энергетикой и интересом к пленочной фотографии. Сейчас у меня эта область развита на уровне баловства, но  в дальнейшем хотелось бы добиться в ней успехов, возможно даже купить Sinar как он и создавать потрясающие вещи.

— Canon или Nikon?
— Изначально я стал работать на Canon, и на сегодняшний день не изменяю своему выбору. Однажды, взяв в руки технику Nikon, я не знал на какие кнопки нажимать. И это не потому, что оборудование плохое, просто руки уже заточены под другую фирму. Эти компании специально делают различный интерфейс, но обе они достойные. Если судить по моей фотошколе, то примерно 70 % учеников используют Canon, 20 % — Nikon, и 10 % — остальные не столь известные марки.

— Проведи паралель между Армавиром и Самарой в области фотографии?
— Самара — город большой. И это уже о многом говорит. Она, конечно, впереди. Там больше профессионалов в этом деле, да и ошибаться в Самаре проще. Армавир ошибок не прощает. Но если говорить о наличии обучающих ресурсов, то есть о фотошколах, то оба города идут в ногу со временем, что, несомненно, радует.

— Давай поговорим о свадебной съемке?
— От свадеб я практически отошел, установив высокий прайс для съемки этих мероприятий. Как это не парадоксально, но сделал я это для того, чтобы свадебных заказов было как можно меньше. Увеличивая цену, я тем самым отсекаю круг людей, которые недооценивают труд свадебного фотографа. Конечно же, я выполню заказ с удовольствием, если он поступит. Просто для меня остается странным тот факт, что люди готовы отдавать немалые средства за украшение зала цветами и поездку на лимузине, а на то, чтобы оставить воспоминания обо всем этом не только в памяти, но и на фотокарточках для детей и внуков, денег жалеют. Фотографии останутся на всю жизнь, а все остальное пройдет и забудется.

— Как ты относишься к людям, которые становятся фотографами только ради того, чтобы «бомбить» свадьбы?
— Эта та самая категория «профессионалов», которые покупают недорогую зеркалку и оборудование, печатают визитки и идут в ЗАГС предлагать свои услуги. К ним я отношусь, собственно говоря, как к некоторым категориям таксистов. Меня всегда умиляли частные извозчики на разбитых шестерках, которые, не зная города, берутся развозить людей. И в итоге, сев в полуразвалившуюся машину, мы слышим: «Дорогу покажешь?». Такие вот «профессионалы» дискредитируют профессию. Та же беда и с фотографами. Есть у них недорогое оборудование и навыки нажимания на кнопки, а вот что делать дальше, кто будет показывать? Часто приходится слышать жалобы типа «Мы заплатили за съемку свадьбы 5000 рублей, а он сделал отвратительные кадры!», или «Наш фотограф ушел рано, так как у него разрядилась батарейка». Ответ всегда непроизвольно напрашивается один: за что заплатили, то и получите.

— Как им вырасти из любителей в профессионалы?
— Фотограф обязан учиться. Обязан! И учиться не только в интернете самостоятельно, а читать книги, посещать выставки, общаться с профессионалами в этой области. В мою фотошколу часто приходят самоучки, которые получали знания из форумов и статей в интернете. Это, конечно, хороший ресурс для черпания информации, но там содержится очень много противоречий, и новичку сложно распознать, где сведения достоверны, а где нет. Идти в ложном направлении — это заведомо путь к провалу. Переучить такого человека намного сложнее, нежели изначально внедрить ему правильную информацию. Поэтому развиваться следует под руководством наставников, которые будут подсказывать, какой информацией стоит пользоваться и лично анализировать ошибки. Меня очень радует, когда люди, пройдя начальный курс в моей фотошколе, приходят за более серьезными знаниями. Последовательно развиваться, осознанно и под руководством — верный путь начинающего фотографа.

Yr2STg5tRFA

 

— Любой ли может стать фотографом или в этом деле непременно нужен талант?
— Технически хорошим фотографом может стать каждый, изучив стандартные принципы композиции, возможности камеры, правила студийной съемки и т. д. Но нет правил как видеть прекрасное или создать фото с душой. Нельзя ни с того, ни с сего стать творческой натурой. Это, конечно, вопрос к таланту. Когда его нет, то мы часто слышим фразу: «Я начинающий профессиональный фотограф». Нелепо, не правда ли? А бывает ведь наоборот, когда у человека есть много идей и задумок, но реализовать их он не может из-за недостатка знаний и навыков в области фотографии. Но здесь уже вопрос времени, средств и желания.

— С какой проблемой чаще всего сталкивается фотограф?
— Лично меня порой терзает потребительское отношение к фотографии. «Когда будут фото?» — это, наверное, самое популярное, что слышат фотографы. Люди хотят получить результаты здесь и сейчас без задержки. Мало кто думает о том, что для качественных снимков нужно время. Как бы хорошо не был сделан кадр, ему требуется корректировка в редакторе. И, естественно, на то требуется время.

— Насколько важна для тебя фотография?
— Трудно оценить. Но это занятие уже давно вышло за рамки хобби, но и не стало пустым зарабатыванием денег. Не все мои работы коммерческие. Конечно, мотивом является либо финансовый интерес, либо творческий. Но одно другое не исключает, а иногда дополняет. Всегда рад реализовать яркие идеи. Фотография для меня — способ самовыражения и саморазвития в том числе. Жанров в этой области немало, и всегда есть куда повернуть и углубить свои знания в том или ином направлении. PT

войдите чтобы оставить отзыв