Красно солнце

qc-fXR-wX28

 

Славянский народ имеет древнюю историю и богатую культуру, которая складывалась тысячелетиями, передавалась из поколения в поколение, собирая в себя многовековой опыт наших предков. Но в современность, которая сопровождается тотальным нравственным бардаком, чувство гордости за свою нацию у многих атрофировалось. Странный стереотип витает среди подрастающего поколения: увлекаться фольклором — значит быть немодным. Слово «традиции» теряет смысловую нагрузку. Все это вопиющая неблагодарность нашим предкам. Но остаются те, кого такая «мода» не увлекла. Группа «Красно Солнце», образованная почти 10 лет назад в Армавире, твердо стоит на позиции возрождения древних славянских традиций. В их репертуаре народные романсы, аутентичные казачьи и авторские песни. Концерты проходят
в разных частях страны, участники коллектива выступают в народных костюмах.

— Расскажите, как возник проект «Красно Солнце»?
Сергей: Идея зародилась в 2003 году после знакомства с моей будущей женой Ульяной. В то время она пением еще не занималась. У меня на тот момент были написаны песни на славянскую тематику, я уже интересовался своими корнями и славянской традицией, продолжал писать тексты и искал соратников. Ульяна освоила флейту, начала заниматься вокалом, постепенно собрался состав из друзей, и мы выступили два раза в Армавире, два раза в Краснодаре. 19 февраля 2005 года — день нашего первого концерта и точка отсчета жизни группы «Красно Солнце». Мы быстро поняли, что перспектив здесь нет и отправились в Питер.

— Почему уехали? Люди в Армавире не принимали ваше творчество?
Ульяна: Люди были не готовы. Сложно было с организацией концертов, причем сложно и до сих пор. Мы остановились на том, что одно выступление в полгода для Армавира — это максимум. В Питере сразу нашлись близкие по духу люди. В то время у нас было по 2-3 концерта в неделю. Причем в первый год жизни в Питере почти все они были бесплатными. Мы ездили по Ленинградской и Московской областям, окунулись в мир славянских течений, познакомились с ведущими фольклористами, хранителями традиций. Так из двух человек наш состав вырос до семи. Сейчас нас шестеро: мы с Сергеем, Екатерина Рогачева, Андрей Терехин, Надежда Захарова и Денис Грачев.
— Какова сейчас география ваших выступлений? И все ли ваши участники гастролируют с вами по стране?
Сергей: Ездили от Питера и до Ставрополья. В Сибирь нас пока еще не заносило. Полным составом мы выступаем только в Питере, так как большинство участников группы семейные люди и не могут надолго оставить дом. На данный момент исключение — это Надя, с нами она колесит по стране. Присоединившись к ансамблю больше года назад, она отлично влилась в коллектив. Таким образом, здесь и сейчас нас трое.

— Что важно при сплочении коллектива?
Надя: Быть на одном уровне в плане любви к музыке и русской культуре. Считаю очень важным, чтобы мы горели одинаково. Горели тем, что мы делаем, не просто пели, а проживали каждую песню. Именно поэтому мы спелись крайне быстро, просто почувствовали друг друга.

— Так сложилось, что общество часто не поддерживает людей, которые увлекаются фольклором. Был ли момент, когда вас не принимали?
Сергей: Мы начали заниматься этим в кругу людей, которые были увлечены русской традицией и, соответственно, все только поддерживали наши начинания.  Со стороны старых знакомых, конечно, было и неприятие, но так получилось, что мы с ними раззнакомились.
Надя: В целом в обществе интерес к традиционной культуре стал активно расти. Сейчас люди хотя бы адекватно реагируют на народные костюмы. Как раз таки в моем детстве, если после концерта ехали в сарафанах, окружающие просто готовы были «сломать» глаза. Даже если сарафан было слегка видно из-под куртки. Тогда мы чувствовали себя белыми воронами. Иногда слышали насмешки в свою сторону. Мне было это непонятно, ведь я с маленького возраста воспитывалась в атмосфере русской культуры, и мне всегда хотелось представить всю красоту народного творчества не только своим единомышленникам, но и широкой публике. Почему люди стесняются своей культуры и не интересуются ей?
Ульяна: Фольклор ведь не мешает детям и взрослым оставаться в обществе. Людей, увлеченных своей культурой, меньше тянет к разрушающему.  В семье, где царит фольклорная атмосфера, дети в три года начинают петь, а в четыре играть на гармошке. Их никто не заставляет, и без музыкальной школы ребенок тянется к творчеству, конечно же, на примере родителей. И это абсолютно социально адаптированные дети. К тому же, возрастной кризис у подростков, которые ничем не увлечены, проходит, как правило, очень остро. Детям же, растущим в семье, сохранившей традиции, есть куда выплеснуть свою энергию: в песни, танцы, игры.

— Для вас фольклор — это работа или хобби?
Сергей: Работой это назвать мы не можем, потому что работа у нас ассоциируется с действиями, которые совершаются в первую очередь для заработка денег. Хобби — это слишком поверхностное для фольклора понятие. Это скорее наша жизнь, точнее образ жизни. Когда мы приходим домой с концерта или репетиции, мы не перестаем быть фольклористами.

— Вопрос к вам, Ульяна и Сергей. Вы супруги и одновременно коллеги. Не мешает ли быт творчеству?
Ульяна: Как раз наоборот. Творчество объединяет. К тому же, у нас практически нет разделений по бытовым обязательствам: мы все делаем вместе, помогаем друг другу. Вообще самые мощные фолк-группы создаются на основе семейной пары, а вокруг них уже собирается коллектив. Если же впоследствии присоединяются их дети, то это успех. Семейные ансамбли — это всегда высокий уровень, который заслуживает уважения.

— Как проходит ваш концерт, что он в себя включает?
Сергей: Выступление обычно продолжается полтора-два часа, иногда конечно и дольше. Мы заранее составляем программу, есть жесткий костяк. Основа — это авторские песни, которые я сочиняю, а сращиваются они аутентичными казачьими песнями. Так же часто исполняем пару известных народных песен, чтобы люди могли подпеть. На деле по плану выдерживаются только авторские песни, а казачьи смотрим по ситуации: что-то добавляем, что-то убираем — все зависит от настроения публики. Исполняем всегда «живьем», никаких фонограмм и прочего подобного. И особенно мы ценим, когда люди, пришедшие на концерт, нам подпевают. Если народ подключается, ощущается единство с публикой.
Надя: Мы стремимся к тому, чтобы люди настолько расслабились и раскрылись во время нашей музыки, чтобы сами запели, а еще лучше пустились танцевать. Многие после концерта подходят, чтобы искренне поблагодарить. Это самое лучшее, что может пожелать себе артист нашего жанра.

— Легко ли вывести людей танцевать на концерте?
Надя: Танцы и песни — это нераздельное целое. По сути, танцевать — это петь телом. Поэтому, если позволяет пространство, мы начинаем водить хороводы с припевками. А дальше даже стеснительные, сами того не замечая, вовлекаются в русские народные танцы и игры. Кстати, по поводу игр. Это тоже неотъемлемая часть нашего выступления. Игры мы выбираем достаточно известные, как «гори-гори ясно», «ручеек», только версии посложнее, чем те, которые всем известны с детского сада. Одним словом, главная цель наших концертов не просто петь, а возрождать русскую культуру и традиции.
Ульяна: Бывает, что публика не готова к активному веселью, особенно это касается молодежи, тогда мы во время авторских песен раздаем людям в зале разные несложные инструменты: шумовые, звенящие, простые духовые. Получив небольшую ответственность, народ начинает подключаться, а участие всегда интереснее, чем просто наблюдение со стороны. Это уже стало нормой на наших концертах. Иногда приглашаем зрителей на сцену.
В особенности активно «загораются» дети. Они вообще не желают отдавать инструменты и уходить. Да и взрослых таких много. Люди знакомятся
на концертах, объединяются и веселятся. Очень важно именно вовлечение
в процесс. Чувствовать себя частичкой культуры — бесценно.

LWQUXJU-qCg

— Сколько стоит билет на ваш концерт?
Ульяна: Все зависит от города и от площадки. В любом случае мы всегда стараемся договариваться, чтобы стоимость билета была доступна для всех. Цена варьирует в среднем от 200 до 500 рублей. Детей до 12 лет пропускаем бесплатно. И нам кажется странным, что люди запросто за вечер в ресторане платят тысячу рублей, а цена билета на концерт кажется им неоправданно высокой. Это серьезный перекос в культуре. В нашей стране почему-то многие думают, что фольклор как народная культура, должен быть бесплатным. То есть мы должны бесплатно ездить по городам, петь и танцевать. Конечно же, для нас это большое удовольствие, но мы профессионалы, выкладываемся по полной, сил и энергии приходится тратить много и должно быть возмещение. За рубежом все это прекрасно понимают, осознают, что труд должен оплачиваться. Там готовы спонсировать и охотно организовывать мероприятия, связанные с народной культурой. Почему у нас не так? При этом концерты для нас не являются сверх прибыльными, они скорее просто для души и просвещения народа.

— Откуда вы черпаете материалы для творчества?
Надя: Многие часто подходят после концертов и интересуются, откуда мы берем все песни и музыку. На самом деле, источников много, и они доступны практически каждому, просто во все это нужно углубляться и осваивать. Самым важным источником для нас является общение со старшим поколением: дедами и бабушками. Это фактически центральные проводники. С каждым годом их все меньше, но еще сохранились носители знаний старше 80 лет, которые идеально поют и знают фольклорные традиции. Для нас очень важно ездить в этнографические экспедиции, чтобы находиться рядом с такими людьми и получать от них инициацию. Принципиально не только с ними петь, но и просто общаться, слушать, как они жили раньше, как мыслили. Как правило, старики очень воодушевленно рассказывают о себе, несмотря на то, что они пережили очень тяжелое время, многие участвовали в войне. Их жизнь была полна лишений и голода, а сейчас они умеют радоваться простым вещам. Не стоит верить в то, что все старики только и знают, что ворчать и жаловаться на жизнь. Причем зачастую хиленькие и слабенькие, когда раскрываются и начинают петь, выдают такую силу, которой нам еще только учиться. И микрофоны им не нужны. Причем у них отменное чувство ритма, и никаких музыкальных школ они не посещали. В такие моменты просыпается огромное уважение к старикам и немного жалости. Ведь они страдают от того, что им не хватает внимания.

— Какие инструменты вы используете во время выступления? И как они распределяются между участниками коллектива?
Сергей: У нас все строго распределено и каждый отвечает за свое место в музыкальной композиции. Поют у нас не все. В арсенале инструментов: варганы, гитара ,жалейка, аккордеон, арфа, балалайка, домра, гармошка, множество флейт и этнических духовых.
Ульяна: Мы любим совмещать разные инструменты. Их набор постоянно расширяется. К примеру, из Китая привезли множество духовых. Они обладают прекрасным звучанием и отлично сочетаются со славянскими песнями. Звук сочный и объемный, что придает нашей музыке своеобразный колорит и глубину. Эти инструменты гармонично влились в цикл песен, которые мы записали в Китае. В записи принимали участие наши китайские студенты, за что им огромная благодарность.

— Расскажите подробнее о поездке в Китай. С какой целью она была совершена?
Ульяна: Мы с Сергеем преподавали вокал для китайских студентов педагогического института, а именно русские арии и романсы. Помимо нас туда приглашали пианистов, дизайнеров, художников и учителей русского языка из России. Порекомендовал нас в этот институт Юрий Капля, наш друг и соратник, который много сделал для нас.
Сергей: Мы никогда не собирались в Китай, интереса к нему не было. Когда в первый раз от Юрия поступило предложение
о поездке, мы отказались. Группе тогда исполнялось 5 лет, в связи с чем было запланировано много концертов. Через полгода нам поступило повторное предложение, на этот раз напрямую из Китая. Конечно, снова были сомнения, но интерес пересилил. И, как оказалось, не зря. Мы пробыли там, в общей сложности, полтора года.

— Как повлияло длительное проживание в Китае?
Сергей: Безумно интересная страна! За проведенное там время мы изучили историю, традиции и обычаи Китая. Это было максимально плодотворно для нашего творчества. Мы записывали элементы китайского фольклора, участвовали в хороводах, давали концерты во многих городах. Записали там альбом. Эта поездка обрела для нас неожиданный ракурс. Хочется отметить, что в Китае народ намного глубже знает свои корни. Это уникальная страна, в которой сохранилась преемственность поколений. Одна студентка привела нас в свой родовой храм, где можно проследить ее родословную, начиная с 839 года! Причем, записаны имена всех предков! Она очень удивилась, когда узнала, что у нас в России таких мест нет. Хочется, конечно, чтобы и наш народ «просыпался».

— Какое значение имеет творчество в жизни?
Надя: Любой человек должен обязательно творить. Иначе он может во многом не реализоваться в жизни. Это формирует взаимоотношения с окружающим миром. В обществе существуют определенные клише, которые не всем подходят, но все пытаются их примерить. У творческих же людей появляется иммунитет к тому, что пытается навязать социум. Именно творчество каждого человека обращает к себе, заставляет прислушаться  к внутреннему голосу, понять свои истинные желания. Творческий человек — это не обязательно музыкант или художник, каждый находит свое призвание и проявляется в нем.
Сергей: Творчество — это проявление божественного в человеке, мудрой руки Вышних сил, ведь именно благодаря творчеству люди выполняют свое предназначение в жизни.

— В чем заключается философия «Красно Солнце»?
Сергей: Наша первичная цель — побудить интерес к традициям. Традиции — это целый комплекс: песни, танцы, внешний вид, образ жизни, ремесло и круг единомышленников, а главное, преемственность поколений и уважение к старшим.
Надя: Большинству людей нравится путешествовать, изучать новые страны, их традиции. При этом мало кто исследовал свою страну! К примеру, многие интересуются Индией, ведь, несмотря на то, что там живут бедно, люди обладают высокой духовностью.
И каждый хочет приобщиться к ней. Так лучше для начала исследовать свою страну, отправиться в какую-нибудь деревню. Живут там тоже бедно и просто, но душевно. Люди там не испорчены цинизмом, достатком, одеждой и машинами. Помню последнюю мою такую поездку — я подумала: «Боже мой». Искупаться нормально негде, свет есть не везде, пахнет бражкой, диван старый и неудобный. Одним словом — ужас. Но буквально на второй день понимаю, что это все неважно. Потому что духовная жизнь здесь очень глубокая и компенсирует привычные для нас блага.
Сергей: Хотелось бы добавить, что наши предки любили свою землю и были преданы стране, в которой они родились, жили, опираясь на знания и традиции предыдущих поколений. Потому что понимали: народ, не помнящий прошлого, не имеет будущего. PT

qWxWjVJsZEw-2

войдите чтобы оставить отзыв