Несколько лет назад в армавирском кинотеатре «Марс» появилась хорошая традиция периодически разбавлять блокбастерный репертуар показом так называемых фестивальных фильмов. Сами сеансы эти проходят далеко не регулярно, а по мере появления повода для них. Не то что бы это были какие-то закрытые показы, но большая часть зрителей попадает на них по приглашениям администрации кинотеатра и лишь малая часть приходит самостоятельно, по своей собственной инициативе. После сеанса, как правило, там же, в зрительном зале, проходит небольшая дискуссия о просмотренном фильме. В рамках этого проекта показывались такие фильмы, как «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя, «Дирижер» Павла Лунгина, «Поп» Владимира Хотиненко. Помню, одно из самых сильных впечатлений на меня произвел «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Настолько сильное, что свою первую кинорецензию я писал именно по этому фильму.
Российский кинематограф последние годы стал излишне «баловать» зрителей эпатажными поделками, в большинстве своем со странной «военно-патриотической резьбой», не имеющей к патриотизму никакого отношения, и режиссерами, слишком уж настойчиво пытающимися нас убедить, что это и есть «наше все». Но благодаря не этим фильмам, а скорее подобным «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского и можно говорить о том, что пациент (российский кинематограф) скорее жив, чем мертв. Этот фильм, вышедший в российский прокат 1 апреля 2010 года, был обласкан многими кинофестивалями, в том числе и Берлинским, на котором смог завоевать четыре «Серебряных медведя». Двух из них заслуженно получили оба актера, играющие в фильме: Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис. Особенно интересно, на мой взгляд, было наблюдать за Григорием Добрыгиным в новом для него амплуа. Незадолго до этой роли российскому зрителю молодой актер стал знаком по фильму «Черная молния». В «Как я провел этим летом» Григорий сыграл стажера, приехавшего на полярную станцию. Собственно, весь фильм камера следит именно за его действиями, и само повествование ведется как бы с его точки зрения. Да и название фильма указывает на него как на главного персонажа, делая Сергея Пускепалиса, играющего опытного полярника — начальника станции, скорее, главным второстепенным героем. Основное действие фильма и разворачивается вокруг их взаимоотношений, что и не удивительно, учитывая, что почти весь фильм в кадре только два актера, да иногда голоса из радиоточки. Но дабы не раскрывать сюжет фильма, углубляться не буду.
Еще одного «Серебряного медведя» на упомянутом выше Берлинском кинофестивале заработал оператор-постановщик Павел Костомаров в номинации «За выдающиеся художественные достижения». Операторская работа в этом фильме вообще заслуживает отдельного разговора. Панорамные съемки, а также неспешность развития сюжета и создают ту самую атмосферность, которая может привлечь одних зрителей и оттолкнуть других. Если вы соскучились по по-тарковски неторопливым, почти статичным кадрам, то этот фильм для вас. Правда, здесь они несут не философичную, знаковую функцию, а скорее эстетическую, и дают возможность зрителю максимально погрузиться в мир, окружающий главных героев. Условия, в которых они живут, и являются ключом к пониманию их поступков. Фильм снят как бы вне времени, и действие фильма вполне могло бы происходить, например, в 70–80-е годы прошлого столетия. Почти все атрибуты наших дней, как то — плеер, «Сталкер» на компьютере — относятся к Паше Данилову (Григорий Добрыгин). Начальника станции — Сергея Витальевича (Сергей Пускепалис) — ставит в тупик даже банальный смайлик в сообщении. Во многом этим и объясняется сложность их взаимоотношений. Для Паши мир, в который он попал, является чужим — он здесь гость, турист, по словам Сергей Витальевича, приехавший на станцию, для того, чтобы потом написать сочинение на тему «Как я провел этим летом». Сам же Сергей, напротив, и есть «плоть от плоти» этого края, и ему здесь, в отличие от Паши, скучно не бывает.
Вообще, простой вопрос со сложным ответом, так же как проблемы взаимопонимания между двумя героями — представителями разных социальных и возрастных групп, думаю, уже можно рассматривать как характерную черту фильмов Алексея Попогребского. Кто видел его предыдущий фильм «Простые вещи» (где, кстати, одну из главных ролей также играет Сергей Пускепалис), поймет, что я имею ввиду. По сути «Как я провел этим летом» является в какой-то степени логическим продолжением «Простых вещей», и проблемы ставящиеся в этих фильмах, перекликаются, но не повторяются.
Рекомендовать этот фильм для просмотра широкой зрительской аудитории, конечно же, сложно. Не покупайтесь на брутальную афишу и на заявленную режиссером принадлежность фильма к жанру триллер. Триллера в нашем привычном понимании здесь практически нет, а экшен подается в очень уж умеренных дозах. Зато в избытке того, что любят обвешивать ярлыками: «нудно», «скучно», «затянутый сюжет». Впрочем, тому, кто так говорит о фильме, не верьте. Хотя, безусловно, определенный настрой для восприятия этого фильма и необходим, своя динамика у него есть. И если помимо технического совершенства в произведении вы цените и его художественную ценность, то этот фильм стоит посмотреть.