— Low — это низкий, то есть изначально понятно, что речь о низких автомобилях. И Low Cost — это что мы пытаемся их делать максимально дешево. Как там Google Chrome название переводит?
— «Низкий бюджетный».
— Да, или «низко дешево». В общем, как-то так. Но в принципе он правильно переводит. Низко и дешево.
Текст: Максим Авраменко,
фото: Екатерина Нагорнова, Ширак Карапетян
«МОЯ МАШИНА НАЧАЛАСЬ С ХРОМИРОВАННЫХ КОЛПАКОВ»
— Но это не просто какая-то старая колымага, видимо, надо было еще слово «стиль» добавить, но мы не стали, и так понятно… Сейчас есть такое направление среди молодежи, взять хламушную машину выкинуть из нее к чертовой матери пружины и так ездить… Многие думают, что и у нас то же самое. Но это не так. Мы имеем в виду дешево не столько в отношении того, сколько денег затрачено, а именно как определенный статус. То есть сам автомобиль должен быть недорогим. Не нужно покупать Mercedes, Hyundai и прочую эту «пластмасску». Low Cost в том плане, что это дешевый, бюджетный, обычный автомобиль, но при этом пытаемся делать стильную машину.
Антон Бедросов, прописанный в группе «ВКонтакте» Low Cost Low, как команданте рассказывает об игре слов в названии этого автомобильного сообщества, несколько лет назад сформировавшегося в Армавире.
В редакцию журнала P&T вместе с ним пришли два его более молодых соратника: Кирилл Прус и Евгений Луценко. По словам ребят, втроем они представляют основной костяк созданного ими неформального движения Low Cost Low. Роль главного транслятора идей и установок клуба взял на себя Антон.
— Сейчас в Армавире в нашем объединении порядка 10 автомобилей. Не будем считать по людям, потому что люди в нашей тусовке появляются не обязательно с машинами. Мы не пропагандируем то, что у тебя обязательно должна быть тачка.
— Интересно — приходи, — вставляет Женя.
— У нас есть, например, парень, который собрал трехколесный велосипед. Это тоже аксессуар, один из элементов стиля. Каждый вторник и пятницу собираемся на стоянке возле «Кредо „на Сенной”». Мы уже даже не созваниваемся, каждый из нас знает, что
с восьми вечера туда подъезжаешь, там кто-то из тусовки в любом случае будет. Приезжаем, общаемся, пьем чай, зачастую обсуждаем наши проекты.
— Как возникла идея создания такого сообщества?
— Опять же все получилось, можно сказать, случайно. Мы общались с Женей, он мне говорит: «Давай группу в „ВКонтакте” создадим, будем армавирцев туда привлекать». Я говорю Жене: «Ну а смысл? Но если хочешь, создай». Этот разговор был в пять часов вечера, я прихожу домой, он мне кидает ссылку: «Все, — говорит — я сделал». Мы подумали, что это, наверное, к чему-то обязывает. Надо как-то назваться, обозначить себя. Что мы не просто ребята по интересам.
— Да и название не раз менялось. — вставляет Женя.
— Да название изначально просто было Armavir Low Style, то есть армавирские стильные низкие машины. Все. Потом в процессе доработки моей и Жениной машин, поняли, что мы не заложники обстоятельств, а нам просто интересно это делать с минимальным вложением денежных средств. То есть самим находить какие-то запчасти, мы постоянные гости на разборках.
— Нас уже там все знают.
— Да мы туда приходим, нам говорят: «Ребята, копайтесь». Мы вынимаем хлам, по уши в грязюке, три часа копаясь… Помнишь эти сиденья? — поворачивается к Жене, тот согласно кивает, — Это вообще… Мы копаемся, и тут бах… хромированный дворник. О-о-о.
— И полдня его оттираем-наполировываем.
— Нам стали интересны не просто машины, а именно доработка в направлении Hood Ride. То есть никаких серьезных вложений денег, а просто попытка достать то, что забыто. Не постесняться испачкаться. Зачастую полазить чуть ли не по мусоркам, грубо говоря… Мы уже несколько больные. Можем идти по улице и не заметить девушку с большой грудью, но зато: «Блин, слышишь, там не „хромушка” под деревом лежит?»
И все мы побежали смотреть. Часто подходят, смотрят на наши машины и говорят: «У-у-у-у, ты ну это ж, наверное, денег больших стоит. Колпаки такие хромированные сейчас достать так сложно».
— Надо хотеть, чтобы достать.
— Да прежде всего надо хотеть и не лениться искать. Многие уже привыкли ходить покупать запчасти, ну или через интернет заказывать, а когда говоришь:
«В 8 утра в воскресение поехали под мост, где деды торгуют, там то, что нам надо, найдем». — «Ой, ты, ну в 8 утра вставать…» Чтобы строить эти проекты надо действительно быть человеком одержимым.
Мы миримся с тем, что искрим по асфальту, что нам надо иногда покопаться в грязи, с тем, что хлам уже некуда девать.
— Надо не надо.
— Ага ко мне в гараж все тащат, — комментирует Кирилл, остальные начинают смеяться.
— Да, гараж уже завален. У меня колпаки одни долго… Колпаки — это вообще отдельная тема… Моя машина вообще началась с хромированных колпаков. Мне один мужичок сказал: «Я их выкину!» У меня не было тогда еще «шестерки», но я все равно говорю ему: «Нет. Принеси». Они долго лежали у меня в диване, в шкафу вместе со штанами. Жена постоянно за них гоняла. Уже подумал, что, видимо, не судьба мне их пристроить…
К тому моменту познакомился с Кириллом, говорю ему: «На! Выкинуть я их все равно не смогу, так как хромированные колпаки — очень ценная вещь. Может, ты их применишь?» Долгое время они лежали у него в гараже, потом я купил «шестерку», прихожу к Кириллу и спрашиваю: «У тебя там нет случайно колпаков?» Он: «Есть… На!»
Один из постулатов нашего направления — это именно Low Cost, то есть бюджетный вариант. Часто говорят: «Этот хлам если взять тысяч за 40, надо же потом еще будет вложить сотку». Не надо ничего вкладывать на самом деле. Все, что нужно вложить, — это собственную голову и ноги. Побегать, поискать, посоветоваться иногда… Я недавно приобрел чемодан, который, оказывается, всю войну прошел: женщина, у которой я его взял, доказывала, что ее тесть пришел с ним с войны. Мне он достался за 200 рублей, хотя, возможно, он представляет какую-то историческую ценность.
Думаю, в дальнейшем у нас возникнет острая необходимость в неком общем гараже. Пока что роль общего гаража у нас выполняет гараж Кирилла: где есть яма и где нет ни хрена инструмента, поэтому все его приносят с собой. Но зато он всегда открыт для людей из клуба, для тех, кто что-то хочет делать со своим автомобилем. В любой момент, если тебе нужен гараж, можно позвонить. Кирилл никогда не откажет, скажет: «Да, конечно, приезжайте. Гараж к вашим услугам»… Думаю, если все будет нормально складываться,
в дальнейшем все-таки озаботимся отдельным гаражом, инструментом. Мы потихонечку уже то домкрат на толпу купили, то еще что-то. Как друзья и одноклубники помогаем друг другу. Ночью ездим, кому-то домкраты возим… — со смешком смотрит на Кирилла.
— Ну да. — ухмыляется тот в ответ и переводит взгляд на Женю.
— Одному на этой машине, — продолжает Антон, — тяжело даже колесо поменять. Под нее домкрат невозможно засунуть.
— Доски специально с собой возим, — вступает в разговор, Женя, — чтобы можно было на них заехать и тогда уже задомкратить автомобиль и поменять колесо.
КРЫСЫ С НАШЕГО РАЙОНА
— Есть направление Rat Look, так называемый стиль крысы. Это автомобиль, внешне выглядящий в полном соответствии с его годом выпуска, то есть ржавчина и все такое, но в техническом плане идеальный. То есть никакого текущего масла, барахлящей начинки не должно быть ни в коем случае.
И все аксессуары, что в нем есть, должны опять же соответствовать духу своей эпохи. В свое время от него отпочковалось такое направление, как Hood Ride, название можно перевести как «тачка для перемещения по району». Он пропагандирует не столько саму стилизацию машины, сколько стиль жизни. То есть отношение к своей машине, как «я ее люблю такой, какая она есть». Пусть она мятая, пусть она ржавая, пусть где-то на ней поменяли кресло, с другой машины поставили — неважно. То есть мы любим автомобиль не как статус, не как показатель того, что ты достиг, просто я ее люблю как вещь, как один из неотрывных элементов собственной жизни. Как мы любим старое кресло или поношенные кроссовки.
— Твоя машина является частью тебя в каком-то смысле. — авторитетно добавил Кирилл.
— Да. Это способ самовыражения, тем более набор аксессуаров у каждого индивидуальный. Это в принципе и есть то, чем занимается Low Cost Low. Мы пропагандируем отношение к старому автомобилю, просто, как к старому автомобилю. К своему любимому старому автомобилю. В первую очередь интерес для нас представляют «Жигули». У нас в стране, для многих это первый автомобиль, который теперь стал «классикой» и вызывает какие-то теплые воспоминания. Мы и пытаемся в какой-то мере восстановить к ним это отношение.
Вот у меня был первый автомобиль «шестерка», я и купил «шестерку». Осознанно… и люблю ее такой, какая она есть… ужасным автомобилем — смеется. — Вообще кошмар. На ней же ездить невозможно… Но тем не менее.
— Вы свои автомобили в разных стилях делаете или придерживаетесь одного какого-то?
— Я изначально пытался построить настоящий идеологически правильный Rat, то есть с ржавчиной, которая появляется от времени, а не искусственно. Года прошли, машина мнется, ржавеет, именно ржавеет, а не гниет. Кирилл больше склонен к чистой resto-стилизации, то есть лаковая поверхность, никакой ржавчины, все аккуратно, хромировано. У Жени тоже Rat, но между моим и его автомобилями есть существенная разница. Моя «шестерка» вообще-то 2000 года выпуска, но стилизованная под старую, то есть возвращены хром-детали и так далее, она была куплена как заготовка. Женин автомобиль — 1974 года. Вот он Rat в чистом виде, у него матовая краска, никогда не перекрашивался, гнилые места банально заварены некрашеным металлом, но при этом салон полностью восстановлен и под капотом — идеал. Моя машина, не то что бы Rat, а именно то, что называют Hood Raid…
— Сутенерская у него машина — сбивает нарастающий градус пафоса Женя.
— Ай, отстань… Именно Hood Raid. В ней ободранный салон, железные подголовники, ржавый капот, отсутствуют ручки… Многие знают, как я отношусь к машине. Я могу ногами залезть на капот, пнуть ее, хотя она и любимая… Вот как было так и есть. Все через что она прошла, должно на ней отразиться. В ней нет никаких новых деталей: там нет ни ксенона, ни электронных часов, вот как ее потрепала жизнь, такая она и есть.
Есть один общий параметр, который характерен для всех наших проектов — занижение. Это безоговорочный атрибут… Не то чтобы самоцель — занижение любыми путями, но это обязательное условие. Как кофе без воды, а яичница без яиц — не возможны, так и эта стилизация не возможна без занижения.
— Из-за занижения нас многие, к сожалению, приравнивают к БПАНу. — добавляет Кирилл.
— Да — продолжает Антон — занижение — параметр, который был характерен для многих зародившихся на Западе стилей. И в результате каких-то пертурбаций на юг России он пришел, как заниженные тонированные «приоры», с громкой музыкой, наклейкой БПАН («без посадки авто нет» — прим. P&T), ксеноном и манерой езды призванной шокировать окружающих. Но для них занижение является самоцелью, то есть чем ниже, тем лучше. В нашей среде, в нашей культуре, основным является внимание к аксессуарам.
Внимание к общей стилистике машины. То есть, занизили, все ладно, на этом остановились; дальше начинается сложный процесс.
Я бы даже сказал, сложный творческий… То есть пошли на рынок под мост, купили у «дедов» какую-то запчасть. Три недели вынашивали, о том, как она должна стоять на машине. Пришли, поставили… поняли, что это провал. Отложили, выкинули, продали — не важно, ищем дальше… Это постоянный процесс изменений, постоянный поиск каких-то деталей.
На «Жигули» очень много примочек можно найти. К примеру, всем известная «розочка» на рычаге переключения передач. Когда-то их делали
в огромных количествах, а сейчас очень сложно найти. И они эти «розочки» все разные. Также и с другими аксессуарами. Вот благодаря этим отличиям и формируется индивидуальность автомобиля.
— Для resto-стилизации есть какие-то определенные критерии, рамки в пределах которых она существует?
— Это довольно сложный вопрос… Тут каждый для себя сам определяет…
— Но бывает такое, что «блин, чувак, ну это уже…»
— …перебор? Сплошь и рядом. Более того не только у нас в стране, но и на Запале валом таких проектов, когда вложены сотни тысяч долларов, а сама тусовка их не принимает: «Не, ну это уже слишком, это уже перебор».
— Борщенул, что называется — добавляет Женя.
— Но четкие количественные параметры, тут выделить невозможно… Можно вложить в проект огромные деньги, а в итоге получится полнейший провал, безвкусица, цыганщина, как мы это называем. А можно купить за пару сотен аксессуар и он будет… — щелкает пальцами — настолько… То есть тут надо просто чувствовать эту грань. Мы и сами сталкиваемся нередко с этой проблемой. Сидишь, представляешь себе, что ты сделаешь так и так. Две недели друг другу мозг выносим, спорим, ругаемся, идем делаем и… блин, вообще не то… Провал, провал, снимай скорей пока никто не увидел. Хотя постороннему может и не понятно в чем тут проблема… Первое мерило тут, ты сам.
— Как отличить на улице вашу машину, от обыкновенной посаженной?
— А ее сразу видно… — тут же включился Кирилл.
— Отличить «наш» автомобиль от обыкновенной посаженной, как мне кажется, не сложно. — предпринял попытку разъяснить Антон — В первую очередь — это отсутствие тонировки… Я думаю, в той или иной степени будет видна попытка сохранить какие-то хромированные детали… Я не знаю… как вот они отличаются? Кто-нибудь из вас подскажите.
— Именно наши автомобили будут сразу выделяться из общей массы… — продолжил Кирилл.
— Начищенные, намытые, — вторит ему Женя — все полировано, блестят.
— Внешне не похожи на другие, все сделано в рамках определенной стилизации…
CUSTOM CAR CLASSICAL И ДОМКРАТ В СТИЛЕ «ЗАНИЖЕНИЕ»
— Ребята, чтобы никто у нас не получился обиженным, грустным и печальным на нашем данном мероприятии. Чтобы вы не уехали отсюда с пустыми руками, каждому владельцу машины будет вручена сейчас похвалительная грамота. Каждой машине организаторы уделили отдельное внимание. Очень тяжело было судить, но… если что не судите нас строго.
На базе отдыха «Малиновка», арендованной на два дня участниками сообщества Low Cost Low собралось порядка 30 автомобилей. Они приехали принять участие в ретро-кастом пикнике Custom Car Classical.
— Кинули клич в интернете, в том же «ВКонтакте» с помощью перепостов. Люди заинтересовались: «Что вы там проводите?» — делится особенностями организации пикника Антон Бедросов — Поскольку ивентов, посвященных именно таким машинам, вообще мало… Их и в стране-то мало, а на юге особенно.
Понятное дело автомобили (впрочем, как и, в большинстве своем, их владельцы), принимавшие участие в мероприятие не совсем обычные. Правильнее, наверное, называть их даже не автомобилями, а столь часто употребляемым среди ребят словом «проекты». Потому как в первую очередь это не средства передвижения, а воплощение какой-то идеи, заложенной в них автором. Особенность каждого из таких «проектов», как то: пневмоподвеска, «конкретно за покраску» или же «лучший подкопотный отсек» были отмечены организаторами отдельной грамотой. В основном на пикнике была представлена советская классика: «тройки», «шестерки», несколько «Волг», «Москвичей» и даже один «Запорожец». Но этим не ограничились. Нашлось здесь место и для Toyota Corolla, и для Volkswagen Lupo, и для Hanomag Kurier братьев Сопкаловых.
Была у Custom Car Classical и полноценная конкурсная программа. Отбор проходил по четырем номинациям: retro-стилизация, resto-стилизация, new school (как правило, переднеприводные продукты отечественного автопрома) и лучший автомобиль иностранного производства. Но внимания заслуживают не столько сами номинации, сколько призы вручаемые за победу в них. Ценность их не в номинальной стоимости, а в воплощенной в них идее пропагандируемой Low Cost Low: «максимальная оригинальность, при минимальном вложении денежных средств». Так, за победу в номинации retro-стилизации вручался рычаг переключения скоростей с классической «розочкой» в качестве набалдашника. В resto-стилизации — хромированный колпак от 21 «Волги» с гравировкой. New school — имитацию стойки подвески. Победителю в номинации лучший автомобиль иностранного производства — зеркало заднего вида с прицепленной к нему, столь любимой в конце 90-х, «елочкой»-освежителем воздуха. Дополнительный приз симпатий организаторов, поршень приваренный к перекрестью гаечных ключей, достался Hot Rod Hanomag Kurier.
— Только берегите руки. Я вас умоляю, осторожно.
По привычке вооружившись микрофоном, ведущий пикника, Стас Аюбов, координирует действия десятка человек, пытающихся приподнять заниженную «шестерку». Рядом стоит пара пеньков, готовых послужить для нее домкратами. Автомобиль приехал из Ставрополя и где-то в пути, низко и медленно стелясь по-над дорогой, все-таки умудрился пробить защиту. Если ее не залатать, то на обратном пути велика вероятность повредить картер. Желающих помочь с этой проблемой нашлось много и сразу. И вот уже сварочный аппарат стоит наизготовку.
— Что-то как-то эта процедура прошла слишком быстро… Я думал, будет «и раз, и два и…», а тут и «раза» не было… PT