Текст: Светлана Чайкина , фото: Ширак Карапетян
Армавиру мне хочется петь оду. Этот город для меня не родной — я родился в Азербайджане и являюсь «продуктом кавказской цивилизации». Но, переехав сюда, я почувствовал нерв и стиль этого города.
Историк по базовому образованию, я стал собирать материал о прошлом Армавира, общался с местными людьми и пытался понять: какой он, Армавир? Много лет проработав на историческом факультете Армавирского государственного педагогического института, я всегда ориентировал своих студентов на региональное восприятие истории родного города.
В чем изюминка Армавира? Это очень редкое место, где схлестнулись, сошлись и пересеклись разные культуры. Таких мест на карте очень мало. Это северокавказский Вавилон.
В городе с момента его основания стала формироваться мощная полиэтническая и конфессиональная среда. И если мы говорим, что черкесогаи заложили основу этого города, они и сохраняли статус коренных жителей этого города. По крайней мере, до первой переписи населения в 1897 году.
Жители делали все возможное, чтобы город не получил статус города — у них были очень большие привилегии
по сравнению с городскими жителями. И селение Армавир до получения статуса города по размаху торгово-купеческих операций превосходило Краснодар и было вторым по всему Северному Кавказу после Ростова-на-Дону. В селении функционировало шесть иностранных банков, работал театр, кинематограф, ходили трамваи. Ничего подобного ни в одном городе Северного Кавказа не было.
Армавир был один из крупнейших торгово-купеческих городов России. Он был включен в мощнейший миграционный процесс конца XIX века. На территории Российской империи было только два региона, которые не знали крепостного права: Сибирь и Кубань.
Так как мы достаточно поздно включились в систему торгово-рыночных отношений по сравнению со всей страной, Кубань сразу стала развиваться как крупный аграрный элемент. Сюда устремились тысячи немецких, еврейских, греческих, польских и чешских колонистов. Вся эта огромная масса людей создавала основу для взаимодействия. Каждая культура вносила свой шарм в общий социокультурный портрет Армавира. Впоследствии это сказалось на нашей конфессиональной культуре.
В селении Армавир действовало четыре русские православные церкви, четыре армяно-григорианские, лютеранская церковь, католический костел, протестантская кирха, синагога и мусульманская мечеть. Во всей Российской империи не было села с подобной многоконфессиональностью.
Мы должны гордиться тем, что в городе никогда не было конфессиональных погромов. Каждый год совершается огромное количество межнациональных браков. Это тоже наша особенность. В жилах коренных армавирцев течет огромное количество кровей.
Мы просто обязаны нашу особую полиэтничность передавать из поколения в поколение. Я считаю, что обязательно нужно издать учебник по «Армавироведению». В городе есть исторический факультет и достаточное количество опытных педагогов. Общими усилиями мы сможем создать такой учебник и с малых лет начнем воспитывать в детях особые уникальные, присущие только жителям Армавира, черты поведения.
Еще одной исключительной чертой Армавира являлась особая предприимчивость армавирских купцов. По товарному обороту мы превосходили многие города Северного Кавказа, и только Ростов-на-Дону мог составлять нам конкуренцию.
Позже, в силу того, что Краснодар стал центром Кубани, эти товарные потоки сильно ослабли. Краснодар вырвался исключительно на ниве административного превосходства, а так как в городе сложился достаточно профессиональный класс рабочих и инженерных кадров, Армавир стал развиваться исключительно как промышленный центр. И город несколько потерял в динамике, темпе и той культурной роли, которую он играл на Кубани и Северном Кавказе. Мы потеряли связи с Адыгеей и Кабардино-Балкарией.
Считаю, что сегодня молодежь должна знать наших прославленных земляков, которых любит и чтит вся страна, начиная с Дангулова, Каспарова и Волкова. Это уникальные личности и представители нашей творческой интеллигенции. У нас до сих пор в городе проживают представители композиторского рода Рахманиновых, родственники последнего министра внутренних дел России графа Плеве, огромное количество людей, которые имеют генетическую связь с дворянскими и церковными сословиями России. Может быть, пришло время популяризировать те династии, которые так или иначе связали свою судьбу с Армавиром? Это люди, которые составляли социальную основу города Армавира.
В городе просто необходимо навести порядок с топонимикой — у нас очень много названий, которые затмили прежние дореволюционные, которые звучат теперь по-коммунистически. Это очень большая проблема, которую можно и нужно решать только совместными усилиями. Я считаю, что площадям и улицам нашего города нужно вернуть прежние названия. Есть шикарный Николаевский проспект — улица Кирова, Бульварная — улица Розы Люксембург, и еще огромное количество красивых названий для площадей, скверов и улиц. Я говорю о старом городе и не претендую на новые районы. Нельзя вычеркнуть из сознания и памяти людей постсоветскую эпоху, и это правильно. Но если были дореволюционные названия — мы должны о них вспомнить, вернуть и сохранить.
Армавир имеет мощнейший интеллектуальный потенциал для того, чтобы здесь получали развитие различные научные направления — город предоставляет для этого все возможности. Фактически в Краснодарском крае два центра политологических знаний — Армавир и Краснодар. Сейчас у нас есть доктора и кандидаты политических наук. Я лично редактирую журнал «Региональные политические исследования» — единственный в Российской Федерации частный политический журнал. Это наш вклад в строительство гражданского общества в стране. В Армавире через политическую науку мы сможем сформировать костяк будущего гражданского общества.
Меня часто спрашивают: «Является ли Армавир теневым коррумпированным городом?» Я всегда отвечаю: «Ровно в такой же степени, как и Майкоп, Пятигорск, Краснодар или Ростов». Ведь если эпидемия гриппа свирепствует в городе — заболеют все. Кто-то сильнее, кто-то слабее, и только единицы, наевшись чеснока, смогут эту эпидемию избежать. Такие массовые явления носят системный характер. И нельзя говорить, что какой-то город или нация более склонен к коррумпированным схемам. Нет, это системные явления, и бороться с ними тоже нужно системно.
Город за последние пять лет очень изменился в качественную сторону. Всех, кто сюда приезжает, поражает чистота и наличие хозяина в городе. Чувствуется хозяйская рука не только одного человека, а большой команды. Мы должны отметить принцип преемственности власти в городе. Каждый предыдущий градоначальник вносил свою лепту в становление особого климата города. И все последующие эту династическую линию поведения выдерживали и приумножали.
Наверное, каждый видит, какой Армавир чистый по сравнению с другими городами Северного Кавказа и юга России. Про него можно сказать, что он вылизанный. Постоянно меняются фасады зданий и предъявляются очень высокие требования к новым постройкам — во всем чувствуется уникальный стиль Армавира.
Город развивается в своем направлении — я имею в виду промышленную политику, которая здесь ведется. Поднялись очень многие предприятия и, возможно, мы вернем себе славу промышленной столицы Кубани. По количеству промышленных рабочих Армавир сейчас занимает первое место в Краснодарском крае. Мне кажется, было бы очень полезным и правильным для нас, если в городе начнется строительство крупного градообразующего предприятия. Строительство металлургического завода — если бы оно было бы реализовано, это был бы для города колоссальный доход.
Потенциал города еще полностью не реализован. К сожалению, финансовый климат в стране не позволяет нам развиваться быстрее и энергичнее. Мне бы очень хотелось увидеть в Армавире строительство гражданского аэропорта — нам его очень не хватает. Может, из-за этого сюда и не идет такое количество инвестиций, как нам бы хотелось. Для бизнесмена очень важно и ценно то время, которое он тратит на дорогу.
В годы советской власти изменился социальный статус Армавира — он постепенно превратился в региональный провинциальный городок с развитой промышленностью и былой славой. Но для креативного поколения, для людей нестандартно мыслящих он не мог предоставить всей палитры образовательных услуг. Поэтому самая дерзкая и склонная к авантюрам молодежь постепенно начинала уезжать из города. Но мы могли наблюдать и другую тенденцию: получив образование и специальность в крупных городах, они годам к сорока возвращались в Армавир и продолжали тут работать.
Этот город притягивает особенным уровнем теплых, душевных отношений между людьми, уровнем хороших провинциальных качеств, говоря о которых не нужно использовать кавычки. Может, это и правильно: пожить
в других городах, испытать на себе последствия всех цивилизационных основ и сделать выбор в пользу родного города.Он создает особую атмосферу семейного сосуществования.
Армавирцы деловиты. В городе очень хорошо вести бизнес. Больших денег не заработаешь, но те, кто делает свой выбор в пользу проживания в городе, не ошибается. Провинциальная среда небольших городов делает человека качественно иным — он не сможет уже быть человеком авантюрного склада, склонным к каким-то антиобщественным поступкам. А для проявления лидерских качеств необязательно нужен город-миллионник, их можно проявить и в родном колхозе.
Меня часто спрашивают, если сравнивать Краснодар с Москвой местного значения, то сможет ли Армавир стать подобием Санкт-Петербурга, некой культурной столицей Кубани? Объясняясь в любви к городу, мы все же должны оставаться реалистами и прагматиками. Мне кажется, особый шарм в структуру города могло бы внести музыкальное или художественное училище. Такие учреждения в будущем повлияют на общую духовную составляющую города.
В городе на данный момент создался культурный вакуум. В современных рыночных отношениях, когда любая культура стала восприниматься как некий элемент шоу и получения прибыли, она становится однотипной и изживает себя. В городе с населением 250 тысяч человек очень трудно организовать гастроли крупных театров — отдача будет очень слабой.
Очень часто в истории народов торговые пути и геополитические реалии возвышали или убивали города. Возьмите пример Великого Новгорода — изменились торговые пути, и город перестал существовать как крупная, культурная, административная и политическая единица. Армавир постигла та же участь: произошли геополитические изменения, и Армавир в годы советской власти потерял былую красоту, универсальность и уникальность.
Мне кажется, что в городе остался предприимчивый дух горожан, остался некий шарм Армавира, который проявляется в менталитете, и что в наших силах вернуть ему былую славу региональной столицы Кубани. И если когда-то Краснодар негласно называли «маленький Париж», то, думаю, сейчас Армавиру это название больше подходит. Все потому, что в масштабах Кубани и Северного Кавказа наш город не потерял свою уникальность.
Я смотрю на Армавир не глазами коренного жителя, а глазами историка, который поездил по стране и побывал во многих городах. И как нельзя ответить на вопрос, «почему я влюбился именно в этого человека», так же нельзя сказать, почему именно Армавир стал для меня особенным городом. PT