АРМАВИР БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН НА XI МЕЖДУНАРОДНОМ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОМ САЛОНЕ МАКС-2013 САМЫЙ МАЛЕНЬКИМ САМОЛЕТ В МИРЕ

j9ThqgN-NnY

История о том, как человек посвящает свою жизнь одному делу и полностью в него погружается, обречена на успех. Этому способствуют перфекционизм и любовь к своему делу. Виктор Дмитриев — конструктор армавирского аэроклуба — человек, который обладает необходимым набором качеств. Он занимается разработкой самолетов почти тридцать лет. Его усердие и непрерывное стремление к совершенству помогли разработать самый маленький действующий самолет в мире и попасть с ним в книгу Рекордов Гиннесса. Изобретение удивляло тем, что в разобранном виде помещалось в чемодан. Но на этом Виктор не остановился и в сентябре этого года на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 он представил усовершенствованную модель мини-самолета. Размер летательного судна чуть увеличился, но летные характеристики стали непревзойденными. Уникальное изобретение заинтересовало многих авиаконструкторов, летчиков-испытателей и просто любопытных людей. Автор изобретения надеется пересадить людей из автомобилей в компактные летательные аппараты.

— Ваш самолет вызвал большой ажиотаж на МАКСе-2013, расскажите, в чем его особенность?
— Во-первых, сразу бросается в глаза его размер. Образец, представленный для МАКСа-2013 — это последняя модификация. Он немного больше, чем предшественник, но его возможности значительно улучшены. Вес конструкции — 56 кг, это вес среднестатистической девушки, так что мужчина без труда может его поднять. Двигатель весит 20 кг. И при таком весе самолет поднимает полезную нагрузку более 200 кг.
Во-вторых, при всех своих характеристиках самолет базовой модели развивает скорость 200 км/ч, а модели, изготовленные по заказу, могут достигать и все 400 км/ч — все зависит от мотора. При этом максимальная длина пути около 400 км. Это дает возможность улететь, к примеру, из Армавира в Краснодар и обратно.
В-третьих, длина разбега мини-самолета всего лишь 30 метров. Проще говоря, если у вас есть огород, можете смело использовать его как взлетную полосу — с потребительской стороны интересует вопрос: у меня есть права категории «B» для вождения автомобиля.

— Какая нужна для управления мини-самолетом?
— Согласно действующим авиационным правилам, которые регулируют летную работу, если вес летательного аппарата меньше 115 кг, то пилотское свидетельство для полета на нем не требуется. Так вот, наша последняя модель самолета, как мы выяснили, не достигает и 80 кг в совокупности
с двигателем, а это значит, что можно воспринимать его как воздушный мопед и управлять им без каких-либо свидетельств. В целом он настолько прост в управлении, что летать на нем могут дети, начиная с 14 лет. Но практику, конечно, никто не отменял и начальник армавирского аэроклуба хочет
в дальнейшем организовать курсы для обучения полету на мини-самолетах, которые будут занимать три-четыре месяца.

— И разрешение спрашивать на полет не нужно?
— Для производства полетов сейчас введен уведомительный характер, а не разрешительный. Наряду с таким понятием, как, например, «пользователь компьютера» существует понятие «пользователь воздушного пространства Российской Федерации». Уведомления служат для безопасности. Вдруг кому-то доведется не долететь до предполагаемого места, по крайней мере, будут знать, где его искать. И плюс ко всему уведомляют, чтобы получить метеоинформацию. Если на предполагаемом маршруте грозовая туча, диспетчер скажет
о том, что следует ее обойти справа или слева.

— Как влияют погодные условия на полет?
— В целом в зависимости от нагрузки на крыло. Вообще у любого самолета есть ограничения, например, по боковому ветру. Но преимущество у компактной модели в том, что обычный авиалайнер жестко привязан
к полосе, а мини-самолет всегда может повернуть и ветер уже не будет такой критической помехой. Да и
для посадки ему не нужен аэродром.

— Все летательные средства перед вылетом проходят технические проверки. Ваш «малыш» не исключение?
— Конечно. Обязателен предполетный и послеполетный осмотр. Через каждые пять-шесть месяцев проводится полная ревизия. По этому поводу есть стандартные разработки и критерии, которые мы используем.

— Согласно статистике, воздушный транспорт является одним из самых безопасных. Можно ли это отнести и к вашему самолету?
— После конструирования я всегда сам испытываю аппарат. Золотое правило: сделал сам — сам и проверь. И только после того, как убеждаюсь, что самолет безопасен и имеет хорошие летные характеристики, разрешаю другим летать на нем. В общем, можно сказать, что я не только конструктор, но и летчик-испытатель. Безопасность — это главное. Хочу подчеркнуть, что именно эта крайняя модель — результат исследовательской и испытательской работы за 25 лет. Все недостатки устранены и сейчас этот самолет абсолютно безопасен. Даже если в полете произойдет отказ двигателя, он прекрасно планирует со скоростью 2,5 метра в секунду. Это та же скорость, если вы прыгнете с высоты потолка на пол.
В целом получится мягкая посадка.

4ks5NRX92gI

— Иметь личный самолет, пусть и маленький — это, наверное, мечта каждого. Какова будет приблизительная стоимость исполнения этой мечты?
— В московском авиационном институте три года назад просчитывали стоимость и пришли к тому, что базовая модель будет стоить примерно 1,5 млн. рублей. Это при условии, что самолет будет оснащен немецким двигателем Limbach. А если американским, более мощным двигателем MC Culloch, то стоимость будет достигать 2 млн рублей. Это цена для единичного экземпляра. Если делать серию, то цена, конечно, будет уменьшаться не в ущерб качеству. Если по стоимости сравнивать
с автомобилем, то можно спокойно пересесть с BMW
на мини-самолет и слетать на охоту, за грибами или
к теще в соседнюю деревню.

— Все самолеты, как правило, оснащены серьезным оборудованием: радарами, спидометрами, навигаторами. Есть ли все это у их маленького представителя?
— Есть стандартный набор: указатели скорости, высоты, разворота. Остальные приборы ставятся по необходимости. Если у клиента есть желание, можно дополнительно установить любое оборудование, начиная
с навигатора, заканчивая системой спасения.

— Многие люди боятся летать на обычных самолетах, а здесь ответственность повышается, потому что ты сам выступаешь в роли пилота. Как бороться с аэрофобией?
— Это у каждого индивидуально. Наверное, здесь поможет тренировка. Для начала, конечно, стоит пролететь на двухместном самолете в качестве пассажира. Если вас двое в полете, то чувство страха можно разделить пополам. А вообще в небе, как правило, захватывают эмоции, переполняет восторг от высоты и красоты, наблюдаемой из самолета. Когда человек приземляется и узнает, что он был на высоте четырех километров, то только тогда задним числом по-настоящему вспыхивает страх.

— Самолет ведь не закрытый? Риск выпасть во время полета не дает мне покоя, даже просто глядя на фотографии.
— Мы специально сделали открытую модель для МАКСа, чтобы показать все рулевые тяги, которые идут от педали, всю кинематику, как передается движение от ручки, от педали на органы управления самолета. На самом деле его можно сделать любым: закрытым, герметичным, отапливаемым,
с кондиционером. Мы представили самолет с базовой комплектацией, простой и доступной. Это и было нашей задачей — сделать самую простую и понятную модель, и мы ее выполнили.

— Вы с детства мечтали конструировать самолеты?
— Мой отец был авиационным инженером, закончил военно-воздушную академию. Поэтому с самого детства я жил на военных аэродромах. Очень ярко помню тот момент, когда в четыре года военные летчики завели меня в кабину самолета и дали просто постоять за штурвалом. В тот момент я заболел самолетами. До сих пор эти ощущения не угасли.

NzDWS72z6I0

— Когда состоялся ваш первый полет?
— Дебют был в 1970 году на моем собственном аппарате. Это был не совсем удачный полет. Да и вообще, это скорее был не полет, а прыжочек. В 1979 году я начал кружить в горах. Сейчас мне 68 лет и я осознаю, что все эти годы я посвятил одному делу. И я ничуть не жалею. Это поддерживает жизнь, позволяет встречать очень интересных людей и заставляет беспрерывно развиваться, придумывать что-то новое.
— Ваши изобретения довольно интересны. Были ли предложения по сотрудничеству?
— Еще в 90-х в разных странах журналисты писали о моих аппаратах. Были предложения работать в США, Германии, Австралии. Но в то время моей ошибкой был излишний патриотизм. Тем более, что в начале 90-х нам обещали демократию и хорошую жизнь. Вот я и остался. За границей можно было хорошо заработать, у меня много друзей-авиаторов, которые уехали жить и работать туда и возвращаться не собираются. В России только сейчас мой труд стали поддерживать, понемногу эта тема набирает обороты.

— Потребители уже интересовались вашим изобретением для приобретения?
— На МАКСе наш мини-самолет вызвал большой интерес. Весь день возле него было столпотворение. Конечно, в большинстве своем, люди просто приходили посмотреть и пофотографировать. Но случался и интерес к покупке. Один парень нас вовсе замучал. Когда узнал, что самолет будет стоить полтора миллиона, принес на следующий день заявленную сумму в кармане, но мы брать ее отказались. Неугомонный ходил за нами, хотел нам ее отдать, чтобы принципиально быть первым владельцем мини-самолета. Его, конечно, можно понять, ведь дорогой машиной в наше время не удивишь, а вот собственным компактным самолетом, в котором ты сам будешь пилотом, вполне возможно. Мы, конечно, его остановили, так как у нас нет экземпляров для продажи. Пока нет.

— И когда появятся? 
— Сейчас мы предпринимаем все для того, чтобы воплотить этот экспериментальный проект в жизнь. Уже разработан дальнейший ход действий. Главная задача сейчас — найти инвестора. В планах запустить первую партию, хотя бы 10–15 самолетов, чтобы граждане смогли ими воспользоваться и понять, насколько это удивительное и удобное изобретение. В идеале это, конечно, массовое производство. Пробки на дорогах, особенно в больших городах, отнимают много энергии и нервов, надеемся, что скоро наше изобретение сможет частично решить эту проблему, облегчая людям передвижение в городской среде.

войдите чтобы оставить отзыв