Он обходит свои владения. Кресла в зрительном зале и выездные деревянные кофры за кулисами, каждый сантиметр подмостков, каждая складочка занавеса — здесь ему все знакомо, все стало родным. Ведь он Александр Хоренович Абелян — директор, который почти тридцать лет бессменно руководит огромным творческим миром — Армавирским театром драмы и комедии.
— Александр Хоренович, расскажите, как вам удалось за без малого тридцать лет руководства армавирским театром сохранить баланс между новаторством и традициями?
— Я очень часто вспоминаю 1984 год, когда меня назначили директором. Это было советское время, стабильное, без потрясений. Но уже тогда мне было понятно, что для того, чтобы сдвинуть с места любой проект, нужно уметь отстаивать свою точку зрения, ежедневно доказывать ее актуальность и необходимость. Например, в вопросах ремонта помещений, обсуждения спектакля или приобретения аппаратуры. Благодаря этим природным навыкам за время моей работы мне удалось обновить театр и не забыть историю.
— Что для вас театр?
— Во-первых, Армавир для меня — город, с которым связана вся моя жизнь. За него я всегда болел и буду болеть душой. Во-вторых, чем может стать для руководителя предприятие за тридцать лет? Конечно, это уже не просто работа с обычным графиком — это мой дом, место, где живу я и живет достаточно большой коллектив, живут спектакли и бурлит творческий процесс. Я люблю мой театр. Искренне и давно. Знаю в нем каждый выступ, помню самых разных людей, которые вместе со мной работали, которые много лет за кулисами и на сцене творили и творят спектакли: драмы, комедии, сказки, фарсы.
Мало кто задумывается, что в театре параллельно происходит несколько процессов. Здесь цеха, которые в обычной жизни сложно представить сотрудничающими. Ну, скажите, что может быть общего у художественно-бутафорского, столярного, пошивочно-костюмерного цехов и гаража? У нас все они равномерно заняты в создании спектаклей, все делают одно дело.
Безусловно, самым знакомым зрителю театральным цехом является труппа. Я всегда говорил и придерживаюсь этого мнения до сих пор: есть артисты — есть театр, нет артистов — какие бы усилия ни прилагались, театра нет.
— Что общего между театрами областного значения и театром в Армавире?
— Театры мало чем отличаются друг от друга — везде есть артисты, репертуар и зритель. Объединяет нас общая задача — донести искусство в массы. Рознит нас репертуар, но о вкусах не спорят. Театры в средних по величине городах живут по другим законам, нежели столичные. Возьмем хотя бы процесс привлечения аудитории. Чтобы заинтересовать публику и иметь поток зрителей, нам приходится раз в два месяца выпускать новый спектакль. Итого за театральный сезон у нас четыре новые сказки и четыре серьезных спектакля. Столичный театр, имея богатый репертуар, обновляет его не так часто, в среднем это 3–4 спектакля за сезон. Репетиции, как правило, проходят дольше, ведь большие труппы позволяют набирать артистов «в параллель», то есть одни играют одно произведение, другие — другое. Армавирский театр с этой точки зрения достаточно универсальный. Наши артисты могут днем быть заняты на репетиции детской сказки, а вечером играть в постановке Шекспира — это замечательная актерская взаимозаменяемость. Многие отмечают уютную атмосферу, камерность и правильную акустику, которая превращает сцену и зал в единое пространство, позволяя общаться со зрителем.
В 2013 году Армавирский театр драмы и комедии завершит 104-й театральный сезон и откроет в октябре текущего года очередной, 105-й.
текст: Елена Пачина, фото: Ширак Карапетян